Сергей Лавров заявил Майклу Помпео о готовности РФ выстраивать «новую матрицу взаимного восприятия проблем». Фото Reuters
Визит госсекретаря Майкла Помпео в Сочи 14 мая можно интерпретировать как часть подготовки к переговорам Владимира Путина и Дональда Трампа. Этому во многом поспособствовал и сам Помпео, накануне сообщивший о возможности встретиться с российским коллегой на полях саммита «двадцатки» в Осаке (28–29 июня). В Кремле к переговорам, судя по всему, готовы. Вопрос в том, зачем это Трампу в условиях начавшейся подготовки к выборам-2020, на которых его противники наверняка вооружатся «российским досье».
В центре беседы президента и госсекретаря в Сочи находились проблемы двусторонних отношений, стратегической стабильности и разоружения, а также кризисы, разгоревшиеся вокруг Венесуэлы, Ирана и КНДР.
Вашингтон – на грани того, чтобы использовать против Каракаса и Тегерана силу. По крайней мере к таким опциям Трампа склоняют его помощники. Накануне переговоров в Сочи New York Times (NYT) со ссылкой на высокопоставленные источники сообщила, что и.о. министра обороны США Патрик Шэнахан представил своему шефу ряд вариантов ответа на обострение вокруг Ирана. Один из них, говорят собеседники газеты, включает в себя отправку на Ближний Восток контингента численностью 120 тыс. военнослужащих. Такой сценарий возможен, если Иран или подконтрольные ему иррегулярные формирования в других странах сами пойдут на конфликт. Усиление контингента может стать и ответом на разработку военного атома, пишет NYT.
Встрече с Путиным предшествовала беседа Помпео с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. «Считаю, что пора начать выстраивать новую, более ответственную и конструктивную матрицу взаимного восприятия проблем, и мы к этому готовы, – сказал российский министр во время приветственного слова. – Разумеется, если наши американские партнеры проявляют встречную заинтересованность. Важной предпосылкой успеха наших усилий является восстановление доверительного диалога на различных уровнях – от самого высокого до рабочего».
Шеф американской дипломатии, в свою очередь, заметил: «Я рад снова видеть вас, уже второй раз за две недели, и я знаю, что у нас еще будет возможность увидеться на встрече «большой двадцатки», и у нас будет множество возможностей для общения». Помпео особо подчеркнул: «Я здесь (в Сочи. – «НГ») потому, что президент Трамп привержен улучшению этих отношений».
Визит Помпео и предшествовавшие этому переговоры с Лавровым на полях заседания Арктического совета заставили наблюдателей говорить о смене главной фигуры, ответственной за диалог с Россией. Раньше со стороны США, как считалось, эту миссию выполнял помощник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон. Теперь же, как предполагается, он оказался в немилости у президента США из-за «ястребиной» позиции по Венесуэле и Ирану.
«Можно предположить, что тематика, которая есть сейчас – Венесуэла или международная кампания против Ирана, – это в большей степени прерогатива госсекретаря, – заявил «НГ» председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Федор Лукьянов. – Болтон приезжал, когда были дискуссии вокруг Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, но, мне кажется, это не имеет никакого значения. Помпео и Болтон – это люди одного типа, люди с четкими взглядами на Россию как на неизбежный, очень важный и довольно утомительный элемент международной системы. Приходится с ней как-то иметь дело по ряду вопросов. А то, что переговорщики меняются – то один, то другой, – это ничего не значит для наших отношений».
Встреча Помпео с российским руководством в Сочи проходила в условиях нового фактора – законченного доклада спецпрокурора Роберта Мюллера по поводу предполагаемого «российского вмешательства».
«Доклад Мюллера никак не влияет на тон переговоров, потому что Помпео и Болтон представляют позицию Трампа, – заявил Лукьянов. – А его позиция всегда заключалась в том, что это (российское досье. – «НГ») высосанная из пальца проблема, которую демократы раздули для того, чтобы напакостить. Единственное влияние – исчезновение дамоклова меча в виде потенциального импичмента. Это несколько развязало руки в плане новых разговоров о контактах с Россией. Пока документ не был опубликован, у администрации не было никакой возможности хоть что-то делать. Сейчас эта возможность появилась. Но она появилась, а содержание – нет. Для Трампа Россия – малосущественна, если представить систему его приоритетов. Россия там занимает очень далекое место».
Эксперт отмечает: «Мне кажется, для Трампа отношения с Россией, встреча с Путиным, твиты о том, что они поладят, – это прежде всего способ продемонстрировать своим оппонентам в Америке, как низко он их ставит и как безразличен он к их мнению. Раз вы орете, что с Путиным говорить нельзя, – я назло вам буду вести с ним контакты». Особенно интересно этот тезис выглядит в условиях приближающихся выборов президента в США. Избирательная кампания по большому счету уже началась, но эксперт считает, что на выборах-2020 тема России не будет занимать такое место, как в прошлый раз. «Хотя кто-то будет все равно раскручивать очередную волну российского вмешательства, – допускает Лукьянов. – Однако опыт показывает, и на месте политтехнологов Демократической партии это следовало бы учесть, что это мало влияет на настроения избирателей».
За переговорами следили и авторы Telegram-каналов. «Беспощадный пиарщик» попоставил две цитаты: Лаврова о том, что у РФ и США не будет «взрослого диалога», пока не будут предоставлены доказательства вмешательства и России в американские выборы и Помпео о том, что отношения ухудшатся, если вмешательство в выборы будет и в 2020 году. «Просто замечательно поговорили!», - саркастически замечает «Беспощадный пиарщик».
А "Темник" обращает внимание на сообщения о том, что в день визита в РФ госсекретаря США Путин осмотрит гиперзвуковую систему «Кинжал». Однако, "вопросами ВПК президент занимается дважды в году, и это имеет целью развивать ВПК, а не посылать кому то месседж. Не нужно здесь строить теории заговора. Конечно, эти совещания и посещения планировались задолго до того, как в графике президента появилось небольшое окно, позволяющее принять госсекретаря США", - цитирует "Темник".
комментарии(0)