Лидер КНР заявил, что цивилизации мира должны равноправно относиться друг к другу. Фото Reuters
Тот, кто думает, что его раса или цивилизация выше всех остальных, просто глуп. С таким заявлением на конференции в Пекине, посвященной диалогу азиатских цивилизаций, выступил председатель КНР Си Цзиньпин. Он не упомянул торговый спор с США, однако отверг попытки одних государств навязывать свою волю другим. Этот пассаж был явно адресован Вашингтону, который ввел пошлины на миллиарды долларов на китайский импорт. По мнению экспертов, шансов на компромисс мало, и Пекин в противостоянии с Америкой ищет поддержки у своих партнеров в Азии.
На региональном форуме присутствуют главы Сингапура, Шри-Ланки, Армении, Греции и король Камбоджи. В Шри-Ланке, Камбодже и Греции Китай внес крупные капиталовложения на основе программы «Один пояс – один путь». Так что руководитель КНР вполне может рассчитывать на благоприятный отклик на его речь со стороны этих стран.
Как пишет агентство Bloomberg, замечания Си Цзиньпина, скорее всего, получат одобрение и у представителей других государств, особенно бывших колоний, которые подвергались угнетению белыми правителями и до сих пор сталкиваются с проявлениями расизма.
Другое дело Запад. Там глобальные амбиции Китая вызывают растущие подозрения. Не только в США, но и в Западной Европе все чаще звучат утверждения, что китайские технологические фирмы, инициатива «Один пояс – один путь» и институты Конфуция, созданные в разных странах, служат орудием политического влияния Пекина и даже шпионских операций.
Характерный пример: группа республиканских членов Конгресса – однопартийцев президента США Дональда Трампа предложила на этой неделе билль, который запрещает выдавать американскую визу студентам или ученым, связанным с китайскими вооруженными силами. Законопроект требует, чтобы правительство США составило список научных и инженерных институтов, аффилированных с Народно-освободительной армией Китая. Тем исследователям и студентам, кого спонсируют эти институты, будет закрыт въезд в США.
Конференция в Пекине призвана развеять миф о зловещей мощи Китая, подчеркнуть, что он обладает мягкой силой притяжения, подчеркивают китайские чиновники.
Впрочем, послание Си адресовано не только загранице, но и соотечественникам. Недаром он сказал, что китайскому народу нужно быть твердым, как скала, в деле защиты суверенитета, престижа Китая и в то же время усваивать лучшие образцы мировой культуры. Агентство «Синьхуа» даже распространило комментарий, объясняющий, что генеральный секретарь КПК сталкивался в юности с тяжкими испытаниями, но использовал любую возможность, чтобы познакомиться с классическими зарубежными произведениями.
В конце 1960-х годов Си выслали из Пекина в деревню в провинции Шэньси. Время было голодное, книг не было. Неутомимый читатель, Си за семь лет ссылки доставал с огромным трудом как старые китайские учебники, так и пьесы Шекспира. «Быть или не быть?» Раздумывая над этим вопросом на пустынном склоне холма, будущий вождь «решил посвятить жизнь служению своей стране и народу».
И тут удалось познакомиться и с романом Николая Чернышевского «Что делать?». Образ Рахметова произвел такое глубокое впечатление, что Си решил последовать его примеру. Но если Рахметов спал на кровати, утыканной гвоздями, то китайский юноша поступил иначе: отказался от хлопкового матраца и стал спать на постели, сложенной из кирпича.
Как можно заключить из этого рассказа, нынешний глава Китая – человек сильной воли. То есть обладает качествами, необходимыми для того, чтобы выдержать поединок с Трампом.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, профессор Высшей школы экономики, сказал: «Китайцы говорят о диалоге цивилизаций не впервые. Ключевой момент здесь в том, что он должен вестись на равных условиях. Ни одна цивилизация не может претендовать на то, что она выше других и даже может навязывать свои ценности другим. Это камень в огород американцев».
В то же время Си Цзиньпин говорил о том, что Китай будет больше открыт миру. В какой-то мере это уступка, считает эксперт. Но ведь Китай в любом случае собирался двигать экономику в этом направлении – расширять внутренний рынок, больше импортировать товаров, а не усиливать экспортную составляющую.
«Предполагается еще сильнее интегрироваться в мировую экономику. Просто до торговой войны китайцы собирались действовать медленнее. А теперь под давлением американцев вынуждены идти несколько быстрее. Но США это все равно не удовлетворит», – полагает Лукин.
комментарии(0)