Свою позицию по спорным месторождениям у берегов Кипра Турция отстаивает при помощи масштабных военных учений. Фото Reuters
Самые масштабные военные учения в истории Турции под названием «Морской волк» стали ответом Соединенным Штатам, которые выступили против начатого турками морского бурения у берегов Кипра. На находящееся вблизи острова газовое месторождение «Афродита», которое было обнаружено еще в 2011 году, претендуют как Анкара, так и Никосия. Кипр в этом поддерживают не только греческие и израильские власти, но и США, для которых создающийся этим блоком стран проект газопровода EastMed важен в качестве прямого конкурента «Турецкому потоку». Никосию политический истеблишмент США готов поддержать не только на экономическом уровне.
В турецких маневрах, которые будут проходить на территории Восточного Средиземноморья, Эгейского и Черного морей до 25 мая, задействованы около 60 боевых самолетов, свыше 30 вертолетов, 130 кораблей и примерно 26 тыс. военных. Учения, являющиеся, как утверждают сами турецкие власти, самыми масштабными за всю историю страны, уже получили оценку руководства Кипра. Министр энергетики, торговли, промышленности и туризма Йоргос Лаккотрипис в интервью греческой «Екатемирини» заявил, что его страна «готова к любым сценариям», однако Турецкая Республика, по его мнению, играет в игру, которая может дестабилизировать регион и ни к чему хорошему не приведет. Ни для кого не секрет, что турецкие маневры связаны прежде всего со спорами вокруг «Афродиты» – газового месторождения в 160 км от Кипра.
Залежи углеводородов, открытые консорциумом во главе с Noble Energy в 2011 году, находятся на участке, на который претендует как Анкара, так и Никосия.
Власти Кипра считают территорию частью своей исключительной экономической зоны, поэтому с судьбой месторождения, богатство которого оценивается примерно в 140 млрд куб. м, они уже определились – выдали лицензии на разработку нескольким иностранным компаниям. В 2017 году Никосия договорилась об экспорте газа с «Афродиты» с европейскими столицами. Голубое топливо, по задумке, должно идти через средиземноморский подводный магистральный газопровод, проект которого получил название EastMed. По словам Лаккотриписа, Европа ищет новые каналы поставок, потому что ее собственные ресурсы истощаются, и EastMed должен поставить точку в этих поисках. Но у газопровода есть и другие, геополитические задачи.
Майкл Помпео присоединился к переговорам Никоса Анастасиадиса, Алексиса Ципраса и Биньямина Нетаньяху в Израиле. Фото Reuters |
К переговорам греческого премьера Алексиса Ципраса, президента Кипра Никоса Анастасиадиса и главы израильского правительства Биньямина Нетаньяху весной этого года в Израиле присоединился госсекретарь Майкл Помпео, который выразил удовлетворение планами «энергетического треугольника» создать свой газопровод. Проект EastMed нужен США прежде всего, чтобы снизить зависимость европейских столиц от российского газа и пошатнуть планы лидеров Турции и России относительно «Турецкого потока». Более того, признание права Кипра на использование «Афродиты», а также находящегося рядом с островом месторождения «Калипсо» можно назвать неплохим инструментом давления Америки на турецкую сторону, пытающуюся шантажировать американские элиты качеством своих отношений с Россией. Факт, что недавно Турция направила к берегам Кипра буровое судно «Фатих», лишний раз демонстрирует эффективность действий Вашингтона: Анкара, по-видимому, находится вне себя от ярости.
Впрочем, на поддержке проектов «энергетического треугольника» Вашингтон вряд ли остановится. В апреле американские сенаторы Боб Менендес (Демократическая партия) и Марко Рубио (Республиканская партия) представили законопроект, который предполагает снятие эмбарго на поставки вооружений на Кипр. Запрет был введен в 1987 году, чтобы стимулировать процесс воссоединения частей острова. Однако чиновники Госдепа и Пентагона признают: оружейное эмбарго во многом «помогло» сближению Кипра и России в оборонной сфере и не выполнило тех задач, которые были поставлены американским руководством. Учитывая то, что билль о безопасности и энергетическом партнерстве в Восточном Средиземноморье является двухпартийной инициативой, можно предположить, что в США намечается консенсус относительно сближения с Республикой Кипр.
Вопрос заключается лишь в том, рассматривают ли в Вашингтоне отношения с Никосией как альтернативу партнерству с Анкарой, которое уже долгое время трещит по швам из-за разницы во взглядах на региональные кризисы. Утвердительный ответ на этот вопрос будет означать скорое изменение архитектуры безопасности в Восточном Средиземноморье. Изменение, которое вряд ли пойдет на пользу Турецкой Республике и ее проектам с Россией.
комментарии(0)