Министр финансов США Стивен Мнучин (справа) не скрывает, что хочет заблокировать «китайские» программы МВФ. Фото Reuters
Запад открыто обозначает новую роль Международного валютного фонда (МВФ) в торговой войне с Китаем и в противостоянии Белоруссии с Россией. Министр финансов США Стивен Мнучин заявил на слушаниях в Конгрессе, что Белый дом заблокирует все программы финансирования МВФ для китайских проектов в рамках инициативы «Пояс и путь», если они не будут достаточно прозрачными. Во время своего выступления перед комитетом по финансовым услугам Конгресса США Мнучин добавил, что МВФ также потребует полной прозрачности в отношении платежей или кредитов, выданных Пекином. Он пообещал предупреждать страны–участницы китайской инициативы о последствиях, которые влечет за собой задолженность перед пекинскими структурами.
Идея использовать МВФ как орудие атаки на неугодные проекты не нова. Британская Times в свежем номере советует использовать фонд для перетягивания Белоруссии на сторону Запада в противостоянии с Россией. Автор пишет, что если Москва продолжит загонять Лукашенко в угол, он, возможно, в ближайшее время попросит кредит у МВФ, условием предоставления которого может стать проведение глубоких экономических реформ.
О том, что МВФ и другие крупнейшие международные финансовые организации могут использоваться американцами как финансовое оружие во время конфликтов, а также для влияния на политику правительств тех или иных стран, предупреждал в феврале сайт разоблачений WikiLeaks. Там было опубликовано «Полевое руководство 3-05. 130, нетрадиционные методы войны силами специальных операций», в котором говорилось, что правительство США применяет «одностороннюю и непрямую финансовую силу путем убедительного влияния на международные и американские финансовые институты в плане предоставления доступа к кредитам, грантам и прочей денежной помощи иностранным государствам и негосударственным акторам». В качестве таких институтов и назывались МВФ, Всемирный банк (ВБ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Банк международных расчетов (БМР). Методичка предписывает влиять на ставки налогов и базовые ставки центробанков, на прочие «законодательные и бюрократические меры», чтобы «открывать, модифицировать или закрывать финансовые потоки».
Инициатива «Один пояс – один путь» предусматривает крупные инвестиции в строительство инфраструктуры для обслуживания торговли, связывающей Восточную Азию и Европу. Министерство торговли КНР сообщало, что в 2018 году Китай осуществил нефинансовые инвестиции в 56 стран и подписал контрактные проекты с 63 странами, при этом инвестиции Китая в эти страны выросли на 8,9%, достигнув 89,3 млрд долл. На 16,3% увеличился и объем торговли Китая с этими странами, до 1,3 трлн долл, а это 27,4% от всего объема внешней торговли Китая за прошлый год. Китайцы подчеркивают, что выгода обоюдная: в 2018 году они импортировали товаров и услуг из стран–участниц инициативы на 563 млрд. долл., что на 23,9% превышает показатель 2017 года.
Крупнейшая глобальная инициатива Китая, экономика которого встала вровень с США, а также притязания Поднебесной на технологическое лидерство в мире вызвали ответную реакцию в США. В разгаре объявленная президентом США Дональдом Трампом тарифная война, которую Китай в последнее время также переформатировал, отбросив дипломатические сантименты и вынув из запасников символическое знамя партизанской войны с иностранными захватчиками.
Наблюдатели надеются, что какой-то сдвиг в позициях произойдет в июне на встрече лидеров двух стран на саммите G20, но до тех пор стороны могут еще предъявить какие-то аргументы для усиления своей переговорной позиции. И призыв под американские знамена международных организаций можно рассматривать в этой логике.
В годовом отчете МВФ за 2018 год подчеркивается, что в отличие от банков развития МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты – кредиты фонда предоставляются странам, которые испытывают проблемы с платежным балансом. Вместе с тем в 2018 году МВФ принял решение выдать льготных кредитов на 2,4 млрд долл. (речь в основном о бедных странах Африки), а нельготных – на 91 млрд долл., причем 99% этой суммы получит Мексика, на днях урегулировавшая свои тарифные разногласия с США.
Отношение самого фонда к его использованию в качестве подружейной единицы пока не озвучено, ранее глава МВФ Кристин Лагард говорила, что в торговых войнах никто не выигрывает, и выразила надежду, что напряженность в торговых отношениях США и Китая будет урегулирована.
Профессор РАНХиГС Юрий Юденков уверен, что есть все основания полагать, что США удастся реализовать свою угрозу. «У США, Англии и Франции подавляющее большинство в МВФ. Ни Россия, ни Китай, ни Индия никак не смогут им противостоять. Поэтому урон для стран – участниц инициативы в случае реализации угрозы со стороны США также вполне реален – сказал «НГ» Юденков. Он считает, что угроза будет реализована, хотя и не быстро. «Идет торговая война. России США «подвесили» угрозу заблокировать счета в американских банках, а китайцам пытаются «подвесить» кредиты, поскольку глобальный проект «Пояс и путь» объединяет множество стран, создает прямую конкуренцию США, отбирая потенциальные рынки сбыта. США будут всячески ему противодействовать, так же как это было, например, со строительством российского нефтепровода «Южный поток» через территорию Болгарии».
Доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов также считает, что угроза вполне реальна из-за влияния США в МВФ. Вместе с тем он думает, что особого эффекта эта мера не вызовет: «Проект в основном финансирует Китай, которого не очень сильно волнует мнение МВФ, по крайней мере до тех пор, пока китайская экономика сохраняет рост», – сказал «НГ» Хестанов.
«МФВ уже не является эффективным инструментом в борьбе с ростом влияния Китая на мировом финансовом рынке. КНР с радостью займет нишу кредитном рынке, которую МФВ освободит, выйдя из отдельных проектов», – сказал «НГ» президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
По его словам, Китайский банк развития уже не первый год является серьезным раздражителем для США и угрозы о всевозможных мерах со стороны МФВ в отношении международных стратегических проектах Пекина звучат не впервые. «Финансовых возможностей у Пекина более чем достаточно, к тому же КНР финансирует проекты, как правило, совместно с альтернативными финансовыми институтами, такими как новый банк развития БРИКС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд Шелкового пути и так далее. Для МВФ и США, в частности, это является дополнительным фактором раздражения», – говорит эксперт.
К тому же, по его мнению, для стран-участниц, где Китай реализует проекты в рамках своей масштабной инициативы, такое развитие событий грозит потерей альтернативы. «Если сейчас такие страны могут выбрать форму финансирования, то с уходом МФВ из инструментов привлечения финансирования у них останется только Китайский банк развития. Безусловно, любая конкуренция лучше монополии, поэтому такой вариант развития событий не является позитивным», – говорит Манкевич.
Эксперт обращает внимание на абсолютно разный подход к финансированию у МВФ и Китайского банка развития. «Китай выступает не только в качестве кредитора, но и подрядчика, привлекая к реализации компании из КНР. Также Пекин стремится получить доступ к эксплуатации построенных объектов после их ввода. Эти факторы раздражают США, которые видят угрозу в росте влияния КНР в странах – участницах проекта «Один пояс – один путь», – говорит Манкевич – С другой стороны, МВФ, выделяя финансирование, ставит жесткие требования по экономическим показателям к странам – получателям кредита, напрямую влияя тем самым на политику государства. Иными словами, к условиям выделения финансирования МФВ также можно выдвинуть определенные и вполне обоснованные претензии».
комментарии(0)