Марин Ле Пен довольна результатом своего «Национального объединения». Фото Reuters
|
Политический пейзаж нового Европарламента в целом сформирован. Лидерство сохраняет правоцентристская Европейская народная партия (ЕНП), которая получает 173 из 751 мандата. Впрочем, такой выигрыш означает потерю ЕНП 43 мандатов по сравнению с выборами-2014. Второе место удалось удержать «Прогрессивному альянсу социалистов и демократов» (ПАСД) со 152 мандатами, который также утратил 28 мест.
«Левоцентристы и правоцентристы впервые за 40 лет потеряли свое объединенное большинство, – комментирует потерю мест ПАСД и ЕНП Financial Times. – Это неизбежно даст менее крупным партиям больше рычагов воздействия, и последствия могут быть ощутимыми в сфере экологических норм, либерализации торговли и технического регулирования».
Подъем новых партий, судя по всему, разрушил длительный дуумвират ЕНП и ПАСД. На этом фоне выступающие в поддержку евроинтеграции либералы и зеленые нарастили присутствие в ЕП. На третье место вышел «Альянс либералов и демократов за Европу» (АЛДЕ), который получает 108 мандатов, и это на 34 больше, чем на прошлых выборах.
Кстати, такого результата либералам помогло добиться вхождение в АЛДЕ партии «Вперед, республика!» французского президента Эмманюэля Макрона. Однако в самой Франции партия Макрона потерпела поражение, уступив первое место ультраправому «Национальному объединению» Марин Ле Пен. Победу ее партия одержала с незначительным перевесом, но этого достаточно, чтобы нанести символический удар Макрону. Ле Пен назвала результаты выборов победой в интересах Франции и народа, пишет New York Times.
Теперь традиционным сторонникам более тесного европейского единства предстоит забыть о своих идеологических разногласиях и совместными усилиями противостоять тем, кто считает Евросоюз назойливой бюрократической структурой, призывает вернуть власть национальным правительствам и резко ограничить миграцию. Недаром лидер ЕНП Манфред Вебер заявил: «Тем, кто выступает за сильный Евросоюз, придется объединиться». По словам Вебера, его фракция не будет сотрудничать ни с одной из тех партий, которые не верят в будущее ЕС. Между тем победа евроскептических партий наблюдалась в целом ряде стран. Лидерство «Лиги» в Италии, «Национального объединения» во Франции и Партии брекзита в Великобритании стало знаком перемен в Европе и началом «нового европейского Возрождения», заявил вице-премьер Италии и председатель «Лиги» Маттео Сальвини. «Европа устала быть рабыней элит, корпораций и влиятельных сил», – добавил он, выступая в штаб-квартире «Лиги» в Милане.
Две фракции евроскептиков и националистов – «Европейский альянс народов и наций» и «Европа свободы и прямой демократии» – получают вместе 108 мандатов (по сравнению с 90 мандатами, которые они имели в ЕП прошлого созыва).
Комментируя в беседе с «НГ» результаты выборов в ЕП, заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Надежда Арбатова отметила, что их оценка напрямую зависит от идеологии и политических воззрений опрашиваемого по принципу «стакан наполовину пустой или наполовину полный». Евроскептик скажет, что правые одержали убедительную победу, существенно потеснив традиционные партии народников и социал-демократов. Еврооптимист же заметит то, что несмотря на наступление популистских националистов и определенные потери главных партий, проевропейские силы все же сохранили ведущие позиции в ЕП, что подтверждает поддержку большинства населения стран ЕС дальнейшего развития европейской интеграции.
По словам Арбатовой, итоги выборов в целом подтвердили большинство прогнозов. «Правда, до последнего момента было не ясно, какой будет явка избирателей, и в этом смысле выборы преподнесли приятный сюрприз, продемонстрировав возросший интерес граждан ЕС к участию в определении своего будущего, – сказала она. – Около 51% из 420 млн европейских избирателей пришли на выборы, чтобы заявить о своей позиции и политических предпочтениях. Это, пожалуй, самое главное на этих выборах: граждане ЕС определили вектор развития европейского проекта».
По мнению эксперта, очевидно, что поодиночке проевропейские партии не смогут создать сильную коалицию в ЕП, а правоцентристская коалиция не представляется возможной из-за того, что христианские демократы не пойдут на союз с популистами-антиевропеистами. Недавний скандал в Австрии показал, к чему приводят такие союзы. Иными словами, только коалиция двух ведущих партий с либералами и зелеными дает преимущество сторонникам европейского проекта – около 80% мандатов.
Что касается успеха крайне правых, который был также предсказуем, то он не столь однозначен и разнится от страны к стране. «Несомненно, Марин Ле Пен во Франции, Маттео Сальвинии в Италии, Ярослав Качиньский в Польше, Виктор Орбан в Венгрии могут праздновать победу. Но австрийская Партия свободы и немецкая «Альтернатива для Германии» потерпели поражение в своих странах. Кроме того, партии правого толка разделены на три разные фракции. Вместе они получили 150 мест».
На вопрос «НГ», следует ли Москве при новом политическом ландшафте надеяться на скорое преодоление санкционной политики ЕС, Арбатова ответила: «Ожидания того, что евроскептики могут изменить санкционный режим Евросоюза в отношении России, представляются завышенными. Во-первых, среди антиевропейских партий и их лидеров есть открытые недоброжелатели России, такие как, например, Ярослав Качиньский. Во-вторых, скандал с лидером Австрийской партии свободы, в котором якобы был российский след, заставит многих дуть на воду с тем, чтобы их не постигла участь Хайнца-Кристиана Штрахе».
Самым неоднозначным, если не сказать парадоксальным, результатом выборов эксперт считает победу в Великобритании Партии брекзита Найджела Фаража. Не будет ли ему жалко потерять депутатские мандаты в случае выхода страны из ЕС, стремление к которому и привело Фаража к победе?
Во вторник главы государств и правительств встретятся в Брюсселе, чтобы начать отбор кандидатов на ведущие должности в штаб-квартире ЕС. Полномочия нынешних депутатов ЕП истекают 1 июля. Новый состав законодательного органа приступит к работе на следующий день.
комментарии(0)