Визит Дональда Трампа проходил на фоне грядущей отставки Терезы Мэй. Фото Reuters
Находившийся с трехдневным государственным визитом в Британии президент США Дональд Трамп в ходе встречи с действующим премьер-министром Терезой Мэй обсудил особые отношения двух стран. Глава Белого дома пообещал королевству «феноменальную» торговую сделку после брекзита. При этом Трамп не исключил включения в соглашение британской системы здравоохранения. Это не понравилось Лондону.
«Господин президент, в ходе первой встречи мы договорились, что после выхода Великобритании из ЕС мы будем стремиться заключить амбициозное соглашение о свободной торговле, – заявила действующая глава британского кабмина на совместной пресс-конференции по итогам своих переговоров с главой Белого дома. – Сегодняшние крайне позитивные дискуссии показали, что мы оба по-прежнему привержены этому. Я также уверена, что наши экономические отношения будут только расширяться и углубляться, опираясь на наши убеждения и на идеи, которые озвучили представители британских и американских компаний».
В свою очередь, Трамп напомнил, что Великобритания является крупнейшим иностранным инвестором Америки и крупнейшим экспортным рынком в Европе. «Поскольку Великобритания готовится к выходу из ЕС, США привержены феноменальной торговой сделке между США и Великобританией. У нее огромный потенциал. Думаю, мы сможем в два и даже в три раза увеличить торговый оборот между нашими странами по сравнению с сегодняшним», – прогнозировал Трамп. Крупная торговая сделка с США станет возможной после того, как Лондон избавится от «оков» Брюсселя, подчеркивает Трамп.
Но одно из заявлений президента США, что частью будущего торгового соглашения может стать Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS), вызвало бурную реакцию в британском обществе. Трампу напомнили, что закупка Британией ряда препаратов и медоборудования в США вовсе не означает, что американцам позволят открыть частные больницы на территории Соединенного Королевства, а страховым компаниям США – вести свой бизнес. «Дорогой господин президент! NHS не рассматривается как объект сделки в рамках торговых договоренностей и никогда не будет так рассматриваться. Не под моим началом», – обратился к Трампу министр здравоохранения Мэтт Хэнкок в Twitter. Мэй же поспешила заявить, что этот вопрос еще предстоит обсудить. «Суть торговых сделок заключается в том, что обе стороны ведут переговоры и договариваются о том, что должно или не должно быть в будущей торговой сделке», – указала она. Позже в интервью ITV Трамп заявил, что не рассматривает британскую систему здравоохранения в качестве предмета переговоров. «Это не торговля», – подчеркнул президент США. При этом он косвенно признал, что сам мог дать повод для подобных слухов.
Визит Трампа был особенно интересен тем, что проходил на фоне подготовки Мэй к уходу с поста. Свою должность она официально оставит в пятницу, но продолжит временно исполнять свои обязанности до тех пор, пока не будет найден преемник.
В беседе с «НГ» эксперт клуба «Валдай», директор Института Европы РАН Алексей Громыко заявил: «Уже в прошлом году было очевидно, что она не пробудет на своем посту до конца 2019 года. События только ускорили этот процесс. Их драматизм проявился даже в манере заявления Мэй о своей отставке 7 июня, которое она с трудом закончила дрожащим голосом». Главными проблемами британского премьера эксперт считает то, что она недооценила масштаб противостояния по вопросу брекзита в своей собственной партии, переоценила свои силы в начальный период переговоров с ЕС, ввела понятие красных линий, что в политике редко заканчивается успехом. Помимо этого, Мэй плохо провела избирательную кампанию в 2017 году, в результате чего оказалась в ловушке неофициальной коалиции с Демократической юнионистской партии Северной Ирландии. «Конечно же, встает вопрос: а смог бы кто-то другой на ее месте сделать больше? – говорит Громыко. – Ведь тот же самый Борис Джонсон предпочел сбежать из правительства, нежели разделить позже с ним ответственность за провал, одновременно используя его для борьбы за пост лидера тори». Теперь вероятность жесткого брекзита 31 октября только выросла, полагает эксперт.
комментарии(0)