В афганской оппозиции обострились внутренние противоречия. За три с половиной месяца до выборов президента страны оппозиционные кандидаты в Кабуле начали выяснять отношения между собой. Конфликты между противниками действующего главы государства Мохаммада Ашрафа Гани еще больше увеличивают его шансы на победу, считают кабульские эксперты «НГ».
В афганской политике начались очередные перемены. Совет кандидатов в президенты Афганистана (СКПА), созданный несколько месяцев назад и объединяющий всех 18 оппозиционных претендентов на пост главы государства, начал трещать по швам. Начало кризису положил участник СКПА, бывший руководитель Управления национальной безопасности (УНБ) Исламской Республики Афганистан (ИРА) Рахматулла Набил, который выступил с публичными обвинениями в адрес коллег по Совету. Хотя фамилии «обвиняемых» названы не были, однако, афганские политики, журналисты и эксперты без труда узнали в них бывшего главу Совета национальной безопасности (СНБ) ИРА Ханифа Атмара и экс-президента страны Хамида Карзая.
Как сообщают кабульские источники «НГ», несколько дней назад один из оппозиционных кандидатов в президенты Афганистана Рахматулла Набил выступил с открытым письмом под названием «Перед народом будем ответственны!»: «В этом письме бывший шеф афганской разведки задался несколькими риторическими вопросами, которые прозвучали, как обвинения в адрес Атмара и Карзая».
«Почему вам сложно соблюдать закон, - спрашивал Набил у своих коллег по оппозиционному объединению - И по какому праву вы являетесь безответственными и своими безответственными заявлениями бросаете песок в глаза народу? Почему не говорите правду? Почему выступаете в защиту полевого командира (имеется в виду бывший губернатор провинции Балх Атта Мохаммад Нур, также теперь находящийся в рядах оппозиции – «НГ»)». «Вы не смеете считать себя командой победителей. Все давно знают, чем вы заняты», - заявил Набил, заметив, что «правительство еще до вчерашнего дня было безразлично к тем людям, которые представляли ему доказательства о связях (некоторых афганских политиков) со спецслужбами соседних государств (имеются в виду Пакистан и Иран – «НГ») и их коррумпированности. Не понятно, почему правительство оставляет эти документы не расследованными, хотя они являются угрозой для территориальной целостности и народа Афганистана».
По мнению Набила, «правительство должно расследовать дела о коррупции и сотрудничеству (афганских политиков и чиновников) с иностранными спецслужбами, несмотря на тех, кто за этими делами стоит, на их этническую и языковую принадлежность».
Далее Набил бросил открытый вызов бывшему главе СНБ ИРА, а теперь одному из кандидатов в президенты страны от оппозиции Ханифу Атмару, заявив, что «не должны быть прощены те, кто имел с Пакистаном тайные сделки, кто вел секретные телефонные переговоры с ним, кто позволил Пакистану возвести сотни километров колючей проволоки не только вдоль «линии Дюранда» (граница между Афганистаном и Пакистаном – «НГ»), но и вглубь нашего государства».
Еще одно обвинение Рахматулла Набил бросил в адрес экс-президента Хамида Карзая, который, по словам бывшего шефа УНБ, «был замешан в таких делах, как (банкротство) «Кабул-Банка»: «Должны быть спрошены те, кто совершал воровские дела, кто допустил захват талибами («Талибан» запрещен в РФ. - «НГ») наших городов, кто допустил появление ИГИЛ (организация запрещена в РФ) в Афганистане, кто в ходе выборов президента в 2014 году опозорил нашу страну на весь мир, кто укрепил талибов, кто увеличил раскол между народностями Афганистана, кто уничтожал наш государственный строй, кто допустил гибель сотен молодых сынов Афганистана».
«За все это должно быть спрошено с некоторых кандидатов в президенты, - подчеркнул Рахматулла Набил. - Как должно быть спрошено с кандидатов, которые ведут незаконную коммерческую деятельность, кто создавал в «Арге» (президентский дворец в Кабуле – «НГ») параллельные структуры власти, кто уничтожил, по сути, афганскую государственность, кто не допускал развития институтов гражданского общества, убирая их с политической сцены».
«Как нужно поступить с теми, кто не убрал граждан Ирана и Пакистана из наших спецслужб, - задал риторический вопрос бывший шеф афганской разведки. – Ведь они обокрали на миллиарды долларов имущество нашего народа, использовали в президентских кампаниях эти деньги, а также вывозили их за границу. Я считаю, что с них должно быть спрошено в соответствии с законом. Надо ставить жесткие вопросы, чтобы народ знал и мог судить обо всем справедливо. И тогда мы узнаем истинные лица некоторых (афганских политиков), связанных с иностранными спецслужбами».
По мнению Рахматуллы Набила, «если правительство намерено быть честным, то оно должно поднять все дела о причастности тех или иных политиков к пакистанским спецслужбам, и провести их расследование»: «Эта нравственная смелость должна быть проявлена перед выборами (президента). И к выборам все кандидаты должны предстать перед народом честными и чистыми. Наша команда «Безопасность и справедливость» (предвыборная команда Набила – «НГ») за то, чтобы этих монстров привлекли к ответственности».
Как сообщают кабульские источники «НГ», заявление Рахматуллы Набила вызвало бурную реакцию в политическом классе, экспертном и медийном сообществе Афганистана: «Фактически, Набил выступил с открытыми обвинениями в адрес главного оппозиционного кандидата Ханифа Атмара, которого ранее уже обвиняли в связях с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), в том, что он поддерживает и развивает проект ИГ с помощью иностранных сил и переправляет боевиков «халифата» на север Афганистана. История с колючей проволокой вдоль афгано-пакистанской границы – это также камешек в огород бывшего главы СНБ, так как в Кабуле распространено мнение, что это была тайная сделка Атмара с пакистанскими спецслужбами».
Ханиф Атмар немедленно публично отреагировал на открытое письмо Рахматуллы Набила, заявив, что тот «нарушил джентльменское соглашение о действиях в рамках Совета кандидатов в президенты». Заметив, что это сам Набил виноват в истории с натягиванием колючей проволоки вдоль границы с Пакистаном, Атмар потребовал, чтобы Набил «говорил яснее и называл фамилии», одновременно призвав его «не отходить от джентльменского соглашения» и не выносить сор из избы. «Мы договорились, что не будем нападать друг на друга в рамках Совета кандидатов. Но, к сожалению, наш друг инженер Рахматулла Набил это соглашение нарушил», - заявил Атмар, пообещав, что «мы не будем вступать в спор, так как у нас есть общая цель – не допустить продления срока президентских полномочий Ашафа Гани».
«В нашей команде нет людей, поддерживающих связи с чужими спецслужбами, - подчеркнул Атмар. - Что касается возведения колючей проводки на «линии Дюранда», то надо по этому вопросу у самого Набила просить разъяснений, так как в эпоху, когда он возглавлял УНБ, и начались эти процессы. Пакистанская армия уже на протяжении 10 лет возводит эти препятствия вдоль «линии Дюранда». С господином Набилом работали десятки тысяч сотрудников спецслужб и службы безопасности, сотни миллионов долларов составлял бюджет этой организации (УНБ). Так что это он должен ответить народу, почему при нем возводилась проволока вдоль «линии Дюранда» и почему возросла террористическая активность в Афганистане».
«Публичный конфликт между двумя бывшими руководителями силовых структур Афганистана, которые сегодня баллотируются в президенты и пытаются конкурировать с действующим главой государства Ашрафом Гани, является отражением тех процессов, которые происходят внутри афганской оппозиции, - прокомментировал ситуацию кабульский эксперт «НГ». – Оппозиционеры понимают слабость своих электоральных позиций и начинают искать выгодные для себя способы выйти из игры. Это довольно обычная практика в афганской политике: чтобы договориться о каких-то преференциях для себя – денежных или статусных – политики сначала уходят в оппозицию, критикуют президента и правительство, чтобы потом начать с ними переговоры о сотрудничестве. Очевидно, что сейчас, менее, чем за четыре месяца до выборов президента, этот этап начинается. Наиболее дальновидные оппозиционные игроки посылают сигналы лидеру предвыборной гонки Ашрафу Гани, нападая на неприятных ему политиков – Ханифа Атмара и Хамида Карзая. Взамен они, очевидно, ожидают предложений о взаимовыгодном сотрудничестве и, вероятно, скоро начнут их получать».
По мнению одного из афганских политических экспертов, «демарш Набила, очевидно, имеет целью «аутсайдировать» Ханифа Атмара, дискредитировать его, что, в принципе, и удается сделать»: «После этого Набил будет смотреть на дальнейшее развитие событий, выбирая, к кому присоединиться – к Ашрафу Гани или же к доктору Абдулле Абдулле, другому кандидату, связанному с нынешней «партией власти». Скорее всего, именно между ними будет развиваться в оставшееся время реальная конкуренция, причем, у Ашрафа Гани явно есть более предпочтительные шансы на успех».
комментарии(0)