Фото GettyImages
Несмотря на слабую конъюнктуру российской экономики и санкции, немецкому бизнесу в РФ удается расти. Об этом свидетельствуют результаты опроса Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП) по деловому климату, представленные президентом ВТП Райнером Зеле и председателем правления ВТП Маттиасом Шеппом 26 июня в Москве.
Однако согласно опросу, немецкие фирмы оценивают деловой климат в России по-прежнему как напряженный. Ожидания относительно дальнейшего развития конъюнктуры остаются сдержанными. Положительной общую динамику назвали меньше трети респондентов. Арест американского инвестора Майкла Калви также негативно сказался на настроениях инвесторов. Как отметил в связи с этим Маттиас Шепп, арест Калви является «плохим примером» для немецких инвесторов. Каждый из них может задать вопрос: «То, что случилось с Калви, может случиться и со мной?»
Шепп, правда, отметил, что арест такого крупного инвестора, как Калви, согласно опросу, незначительно повлиял на осуществление запланированных инвестиций. Лишь 1% опрошенных заявили, что они после этого ареста отказались от инвестиций, а 4% – отсрочили реализацию своих инвестиционных планов. По мнению Шеппа, пока немецкие предприниматели ничего не могут сказать по существу предъявленных Калви обвинений. Но главным, с их точки зрения, в данном случае является открытый и справедливый судебный процесс.
Важно отметить следующее. Инвестиции в Россию в ближайшие 12 месяцев планируют 55 компаний. 44 из них назвали объем своих вложений. В общей сложности получилось 395 млн евро. Это существенно меньше, чем сумма, указанная компаниями в декабре 2018-го. Тогда в перспективе одного года называлась сумма 628 млн евро.
Отвечая на вопрос «НГ» относительно представлений немецкого бизнеса о трудностях делового климата, Шепп призвал российские власти снизить государственное вмешательство, бюрократическое давление и избежать возврата к плановой экономике.
Гораздо большую озабоченность у немецких предпринимателей вызывают антироссийские санкции, и прежде всего американские. По мнению президента палаты Зеле, опасность санкции для бизнеса состоит в том, что они носят политический характер, принимаются на уровне Конгресса. Это зачастую делает их непредсказуемыми, а их цель состоит в том, чтобы наказать Россию в целом. Согласно опросу ВТП, санкции США обошлись немецким компаниям в миллиарды евро. Участники опроса (141 компания) оценили свои потери в 1,1 млрд евро. «Если экстраполировать эту цифру на весь немецкий бизнес в России (это более 4500 компаний с немецким участием), речь идет о нескольких миллиардах евро», – подытоживает председатель правления ВТП Шепп.
Российско-германская ВТП насчитывает 900 компаний-членов и является единственным иностранным бизнес-объединением, количество членов которого за последние два года выросло. Прирост составил 10%.
В этом плане наиболее показательна проблема «Северного потока – 2». Если, как считает Райнер Зеле, для Польши и Украины в их противодействии строительству газопровода по дну Балтийского моря речь идет о сохранении монопольной цены на транзит, то для США – о возможности расширения поставок в Европу собственного сжиженного газа. С точки зрения палаты, односторонняя зависимость Европы от поставок газа из России, которая часто приводится в качестве аргумента против «Северного потока – 2», является на деле ложным аргументом. Эта зависимость взаимна. Евросоюз зависит от поставок российского газа не меньше, чем РФ от притока валюты благодаря поставкам газа в Европу. По мнению Зеле, за истекшие десятилетия, с тех пор как российский газ приходит в Европу, немецким потребителям не приходилось сомневаться в надежности поставщика.
По мнению Зеле, газопровод будет запущен в срок – в конце текущего года, и этому уже вряд ли кто-нибудь сможет помешать. Позицию Дании, которая выдвигает различные оговорки и требует все новых экологических заключений по проекту, Зеле отказался назвать неконструктивной. Дания действует в рамках имеющегося у нее законодательства. Зеле также сомневается, что США удастся оказать давление на пять европейских компаний, которые финансируют проект. По его оценке, значительная часть проекта уже профинансирована, а остаток финансирования «Газпром» в случае чего может осуществить самостоятельно.
комментарии(0)