Разговор Терезы Мэй и Владимира Путина был не из легких. Фото РИА Новости
Саммит G20 в Японии дал ощущение близости компромисса по многим проблемным точкам мировой политики. Помимо основных пунктов итогового заявления, которое приняли лидеры стран-участниц, важными были и двусторонние встречи, подчеркнувшие значимость этой переговорной площадки. Во многом тон задавал президент Дональд Трамп. Интенсивность его контактов стала лишним свидетельством растущего накала в намеченной на 2020 год президентской гонке в США. Не исключено, что фактор приближающихся выборов сделает следующие полгода периодом громких мировых сделок с «фантастическими результатами».
Коррупционеры без убежища
Содержание коммюнике лидеров G20 весомо не столько с прикладной точки зрения, сколько с точки зрения трендов, которым, вероятно, будут уделять внимание в мировой политике в ближайшие месяцы. Документ затрагивает реформу ВТО, климатические изменения, противодействие терроризму в Интернете, а также цифровизацию и работу искусственного интеллекта. Экономическая часть выглядит особенно интересно, потому что главы государств G20 условились отказывать в убежище тем, кто бежал из своей страны по обвинению в коррупции. «Подтверждаем нашу решимость отказывать в предоставлении убежища скрывающимся от суда коррупционерам и их активам, которые были получены в результате совершения коррупционных преступлений», – говорится в коммюнике.
Привести позиции мировых лидеров к единому знаменателю стоило Японии больших усилий, но некоторые разногласия разрешить не удалось, и итоговый документ это отразил. Разные взгляды на климат стали едва ли не главной угрозой для принятия коммюнике. В итоге позиции США и других участников были записаны в разных пунктах. «США подтверждают свое решение выйти из Парижского соглашения по климату, потому что оно действует в ущерб американским рабочим и налогоплательщикам», – отмечается в одной части итогового коммюнике. Другой пункт гласит: «Стороны, подписавшие Парижское соглашение, которые в Буэнос-Айресе подтвердили его необратимый характер и намерение его имплементировать, вновь подтвердили свою приверженность его полной имплементации».
Новые пошлины – на паузе
На G20 «торговые враги» Трамп и лидер КНР Си Цзиньпин договорились отложить введение новых пошлин. Вашингтон пообещал смягчить санкции против китайского телекоммуникационного гиганта Huawei. Это выглядит уступкой, но в долгосрочном плане может подорвать позиции КНР как мировой фабрики. Поскольку согласие временное, тарифы на китайские товары, ранее установленные США, могут сохраняться в течение нескольких месяцев, а то и лет. Это побудит многонациональные корпорации уводить по крайней мере часть активов из Китая. Разногласия, как подчеркивают эксперты, еще могут пустить под откос хрупкий мир в споре, который замедляет рост мировой экономики.
КНР встреча в Осаке принесла краткосрочный успех. Но она не снижает барьеров в торговле, которые уже возвел Трамп. В ответ ряд компаний – производителей различных товаров переносят цепочки поставок из Китая. Многие компании перевозят конвейеры для окончательной сборки во Вьетнам. Китай остается индустриальным колоссом, обладающим громадным числом квалифицированных работников, но у него немного вариантов для того, чтобы остановить перемены. Его торговля с США настолько неравновесна, что Пекин в состоянии обложить налогом гораздо меньше американских импортных товаров, чем США – китайских.
Предчувствие «фантастических результатов»
Трамп может быть гостем на праздновании следующей годовщины Дня Победы. Таков один из итогов его личных переговоров с президентом Владимиром Путиным на полях саммита. Внешне беседа президентов выглядела как встреча приятелей. Казалось, что Трамп, резюмируя итоги переговоров с Путиным, специально делает акцент на вещах, противоположных повестке его оппонентов из Демократической партии. «Я думаю, что они (власти РФ. – «НГ») хотели бы торговать с США, и у них прекрасная продукция, – заявил Трамп. – У них очень богатая земля, много нефти, минералов, много того, что нас интересует. Я вижу, что в торговле с Россией мы можем добиться фантастических результатов».
Менее приятной оказалась встреча Путина с уходящим премьер-министром Британии Терезой Мэй, несмотря на то что российского лидера, очевидно, готовили к другой переговорной атмосфере. По признанию Путина, накануне саммита у него была встреча с представителями британского бизнеса, которые убеждали его в том, что двум странам необходимо возвращаться к полноформатным отношениям. «Ни одна из британских фирм с российского рынка не собирается уходить, хочет развивать сотрудничество, – напомнил президент РФ. – Поэтому задача политиков как минимум заключается в том, чтобы не мешать развитию нормальной ситуации, а лучше поддержать эти позитивные тенденции».
Дональд Трамп встретился с Ким Чен Ыном в демилитаризованной зоне. Фото Reuters |
«Дух Осаки» витал и над демилитаризованной зоной между двумя Кореями, куда Трамп отправился после G20. Президент США впервые вступил на землю Севера, встретившись на границе с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Главы государств обменялись теплым рукопожатием и заявили о стремлении к миру. Трамп в сопровождении Кима быстро пересек демаркационную линию, которую патрулируют солдаты двух корейских государств. Через несколько минут они вернулись на сторону Юга. К ним присоединился президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин. Состоялась беседа трех президентов – тоже беспрецедентный случай. Затем Трамп и Ким провели разговор за закрытыми дверями почти в течение часа.
США и КНДР договорились создать группы чиновников, которые возобновят переговоры по ядерной проблеме, прерванные после провала саммита, состоявшегося в Ханое. Ким сказал, что предложение встретиться, высказанное хозяином Белого дома в Twitter, стало для него неожиданным. В беседе с «НГ» профессор МГИМО Георгий Толорая отметил: «Театральный эффект этого события важен. Но в сухом остатке можно говорить о прорыве в решении корейской проблемы. После тупика в Ханое был велик риск возврата к конфронтации. Он и сейчас остается, но он явно уменьшился. Фактически американцы признали правоту Северной Кореи. Северокорейцы не согласны на формулу «все и сразу, а потом вы получите то, что вам полагается». По существу, американцы согласились на поэтапное решение проблемы с взаимными уступками».
Предвыборный капитал Трампа
«G20 распалась на серию двусторонних встреч, поэтому ее сложно идентифицировать как «двадцатку», – резюмировал в разговоре с «НГ» директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. – Действительно, все внимание было сосредоточено на беседах Трампа. Прежде всего с Си и другими лидерами, включая Путина. Думаю, что Трамп, которому многосторонний формат не очень интересен, использует эти встречи, во-первых, для пиара, а во-вторых, для продвижения своих долговременных целей. У него есть цель добиться уступок от Китая. У него есть цель поладить с Россией, с которой он не видит фундаментальных проблем. Трамп к этому идет настойчиво. У него также есть цель – и он сейчас ее реализует – добиться от КНДР того, чего не удалось добиться ни одному из его предшественников».
Президент США хочет использовать международную дипломатию во внутренней политике, считает Тренин. «Особенно это важно на китайском и северокорейском направлениях, – говорит эксперт. – Американский избиратель – разный, и Трамп прежде всего ориентируется на свой электорат. Избирателю Трампа нравится то, что он делает. Что касается тех, кто еще не определился, тут значение имеют не столько успехи самого Трампа, сколько невнятность его соперников. Параллельно со встречами Трампа в Осаке мы видели довольно бледное выступление Джо Байдена на дебатах демократических претендентов. И это тоже играет на руку Трампу».
комментарии(0)