Фото Al Drago/Bloomberg via Getty Images
Месяц назад президенты Польши и США Анджей Дуда и Дональд Трамп подписали в Белом доме соглашение о расширении присутствия американских войск в Польше. «Мы сражались плечом к плечу во всем мире, включая Ирак и Афганистан, чтобы обеспечить мир и безопасность наших народов и всего мира, - говорится в тексте соглашения. - Эта дружба является основой для все более тесных стратегических и оборонных отношений, ориентированных на борьбу с угрозами безопасности, миру и процветанию двух государств и стран-членов Североатлантического альянса». В соответствии с договором, Соединенные Штаты обязались увеличить на 1 тыс. военнослужащих свой «польский» контингент. В свою очередь, Варшава взяла на себя обязательства создать современную инфраструктуру для американского военного присутствия в виде новых казарм, госпиталей, аэродромов и складов боеприпасов. Польская сторона заявила также о готовности рассмотреть вопрос о покупке у американцев 32 единиц многоцелевого боевого самолета пятого поколения F-35. Анджей Дуда и Дональд Трамп также договорились о качественно новом сотрудничестве США и Польши в энергетической сфере (атомная энергетика и поставки сжиженного природного газа).
Июньское соглашение между Варшавой и Вашингтоном не осталось незамеченным в Москве. Российские политики, дипломаты и некоторые эксперты подвергли вашингтонский договор Анджея Дуды и Дональда Трампа жесткой критике. В польском экспертном сообществе, напротив, соглашение было воспринято позитивно. Сегодня, когда спустя месяц после визита польского президента в США, страсти в Москве несколько поутихли, представляется небезынтересным познакомиться с оценками польских политических аналитиков.
По мнению руководителя Польского института международных дел (PISM) Славомира Дембского, «российская агрессия против Украины, которая привела к незаконной оккупации Крыма и Донбасса, нарушает основные принципы безопасности и сотрудничества в Европе, принятые в Заключительном акте конференции СБСЕ в Хельсинки в 1975 году, а затем в Парижскoй хартии 1991 года». «Владимиру Путину относительно легко пришлось атаковать Украину, потому что она не ожидала, что «братская нация» может совершить вооруженное нападение на нее, - сказал Славомир Дембский в интервью «НГ». - Польша, как один из главных архитекторов безопасности в Европе, которая соблюдает международное право, должна сделать выводы из событий в Украине. Поэтому польские власти последовательно стремятся противодействовать российской дестабилизирующей деятельности в регионе. Одним из наиболее важных элементов этой политики является увеличение военного присутствия США в Польше и других соседних с Россией странах НАТО. Президент Республики Польша Анджей Дуда принимает эффективные меры в этом отношении, о чем свидетельствует недавно подписанная польско-американская декларация, предполагающая размещение дополнительных военных подразделений США в Польше и строительство новой инфраструктуры для поддержки увеличенных американских сил».
По мнению Славомира Дембского, «увеличение военного присутствия США в Польше снижает риск возможной агрессии России на восточном фланге, где Россия по-прежнему имеет значительное военное преимущество, и в то же время усиливает потенциал для защиты Североатлантического союза в случае конфликта»: «Это оборонительная акция - если бы не агрессивная политика российского президента Владимира Путина в регионе, тогда необходимости сдерживать Россию не существовало бы».
«Европа заинтересована в углублении сотрудничества с демократической Россией, которая будет соблюдать свои обязательства относительно уважения суверенитета и территориальной целостности своих соседей, - подчеркнул Славомир Дембский. - Однако до тех пор, пока Россия остается авторитарным государством, которое использует свою военную мощь по отношению к своим соседям, необходимо уравновесить российскую угрозу усилением американского присутствия в Польше. Усиленные американские силы в Польше не направлены против России, они служат оборонительным целям и укрепляют Североатлантический альянс против современных угроз».
Эксперт по международной безопасности из Варшавского университета доктор Беата Гурка-Винтер считает, что «политические и военные соглашения, подписанные между Польшей и США в 2018-м и 2019-м годах, не должны рассматриваться только в контексте «российской угрозы». «Безусловно, действия России на постсоветском пространстве наблюдаются в Польше с большой тревогой, особенно из-за растущей нехватки открытости с российской стороны, - сказала в интервью «НГ» Беата Гурка-Винтер. - Несмотря на многочисленные меры по обеспечению прозрачности и укреплению доверия, которые были предложены России НАТО и успешное сотрудничество во многих областях (противоракетная оборона, Афганистан и т.п.), Москва решила вести политику, которая является конфронтационной по отношению к НАТО, а Североатлантический союз изображается Россией в стратегическом плане как угроза. Приостановление важных договоров, таких как ДОВСЕ и ДРСМД, тяжелая милитаризация Калининграда, размытые сценарии учений «Запад» также дополняют эту картину недоверчивости и непрозрачности. В этом контексте Россия не должна выдвигать аргумент о том, что НАТО создает атмосферу военных действий. Наоборот, альянс реагирует только на растущую неопределенность и непредсказуемость Москвы».
«Несмотря на все эти оговорки, решение Польши об укреплении связей с Соединенными Штатами выходит далеко за рамки «российского контекста», - подчеркнула Беата Гурка-Винтер. - Польско-американские отношения имеют гораздо более глубокие основания, чем российский фактор. Обе страны имеют прочные политические, культурные, социальные связи. Это партнерство строится на общем восприятии ценностей, среди которых - демократия, верховенство закона, права человека. Экономика, включая энергетику, и безопасность только реклама этой более широкой картины».
По словам Беаты Гурки-Винтер, «создание сильного альянса безопасности также важно в контексте укрепления Североатлантического союза, который является самой успешной военной организацией в современной истории»: «С самого начала Польша стремилась стать «поставщиком безопасности» в НАТО, и все действия Варшавы предпринимаются в этом контексте. Стоит отметить, что не только развертывание за рубежом является основной миссией НАТО, но и коллективная безопасность и обязательства, вытекающие из статьи 5 Вашингтонского договора о создании НАТО. Польша очень серьезно относится к своей роли в Североатлантическом союзе, заботясь не только о безопасности граждан нашей страны, но и об укреплении обороны союзников. Польско-американское партнерство направлено на решение всех этих задач».
«Поляки часто называют свою страну региональной державой, - сказал в интервью «НГ» политический эксперт и журналист, корреспондент польской телекомпании TVN в Москве Анджей Зауха. - Может это и так на фоне небольших стран Восточной Европы. Но рядом у нас находятся гиганты, которые в прошлом относились к Польше не очень дружелюбно. К сожалению, геополитическое местоположение Польши не идеальное, а Россия сегодня вызывает все больше опасений. Конечно, маловероятно, что Россия, например, решит занять Сувальский перешеек, но история учит, что если хочешь мира - готовься войне. Москва не предпримет такой попытки, если увидит большую военную силу рядом».
«Понятно, что Польша, теоретически, в военном плане в одиночку не выстоит против России, - отметил Анджей Зауха. - Уверенно мы будем себя чувствовать, только если нас поддержит настоящая мощь. С военной точки зрения в Европе такой нет. Остаются США. Кто-то может сказать: Польша ведь член НАТО, зачем дополнительные узы в обход военного союза? Но НАТО это тоже на самом деле США. Ответ простой: двойной союз крепче, чем одинарный. Это попытка показать единственному союзнику, который способен быстро и эффективно действовать, что нас стоит защищать. Для этого - покупки американского вооружения и попытки построить Форт Трамп. Это повышает ценность Польши и необходимость ее защищать. Если хотите, это своеобразный страховой полис. Пятая статья договора НАТО это хорошо, но если Вашингтон будет видеть атаку на своих солдат и инфраструктуру, это совсем другое».
По словам Анджея Заухи, «для этого, чтобы у Вашингтона появилось чувство благодарности, Польша принимала участие во многих военных миссиях НАТО и США»: «В расчете на то, что, если будет нужно, американцы встанут рядом. Уже сейчас их присутствие во многом это итог того, что польские солдаты отправились в Ирак и Афганистан, и гибли там именно за то, чтобы Польша стала более безопасной. Кстати, в войнах в этих двух странах погибли 65 польских военнослужащих».
Один из варшавских политических экспертов, согласившийся на условиях анонимности прокомментировать «НГ» ситуацию с соглашением Дуда-Трамп, заметил, что оно является «успехом в сфере безопасности»: «Но, естественно, это компромисс между польскими желаниями и американскими возможностями. Конечно, максимальная польская позиция – размещение в Польше до одной американской дивизии на постоянной основе – изначально не была реальной, это была, скорее, переговорная тактика. В итоге получилось увеличение контингента примерно на 1,5 тыс. военнослужащих, что важно с учетом разных компонентов этого подкрепления (логистика, авиация, спецназ). Важно и то, что несколько меняется формулировка о статусе американских военных в Польше: речь теперь идет о «стойком присутствии», тем самым подчеркивается, что это не временное присутствие».
По словам собеседника «НГ», «важно размещение в Польше американского командования уровня дивизии»: «Тем самым Польша укрепляет свою позицию военного хаба для восточного фланга НАТО».
«Покупка F-35 пока не обязывающая декларация, - отметил собеседник «НГ» в Варшаве. – Еще предстоят переговоры по цене. Но желание купить эти самолеты и серьезно укрепить возможности польской авиации, конечно, присутствует».
«Что касается энергетики, то это лишь продолжение последовательной стратегии польской нефтегазовой компании PGNiG на диверсификацию источников газа и системное изменение отношений с «Газпромом», - уверен варшавский эксперт «НГ». - Польша стремится подписать контракты по доставке сжиженного природного газа (СПГ) в количествах, дающих возможность полностью отказаться от импорта из России. Уже обеспечено финансирование увеличения на половину мощностей терминала СПГ в Свиноуйсьце. Так как эти контракты заключены на перспективу и под новые американские терминалы СПГ, то цена на газ для Варшавы хорошая. Кстати, возможно также решение о строительстве второго, меньшей мощности и плавающего, терминала СПГ около Гданьска».
«Есть уже заявления в Польше о том, что не будет продления долгосрочного контракта на поставки от «Газпрома», а также пролонгации транзитного контракта, - отметил эксперт «НГ» в Варшаве. - Вместо этого предполагается сделать упор на своповые поставки либо краткосрочные контракты. Очевидно, что окончательное решение будет зависеть от цены и других факторов. Кстати, на счет СПГ также возможен реэкспорт газа и своп-сделки».
По словам варшавского эксперта «НГ», «американцы
заинтересованы в строительстве в Польше атомной электростанции, но для
этого необходимы окончательные решения относительно реализации проекта
АЭС, которых пока нет».
комментарии(0)