В причинах катастрофы над Смоленском поляки не видят заговора. Фото РИА Новости
Депутаты от оппозиции польского Cейма внесли в прокуратуру уведомление о возможном преступлении главы подкомиссии повторного расследования смоленской катастрофы Антони Мачеревича. Парламентарии намерены добиваться финансовой проверки деятельности подкомиссии Высшей контрольной палатой. «Этот фарс, за который платят поляки, необходимо прекратить», – заявил депутат «Гражданской платформы» (ГП) и председатель комитета этой партии в Варшаве Марчин Кервиньский. Деятельность комиссии о новом расследовании смоленской катастрофы, безуспешно пытающейся доказать заговор, давно вызывала гнев поляков.
Тем более что она не пришла ни к каким новым выводам, опровергающим установленные ранее причины катастрофы. И вот в прокуратуру направлено официальное уведомление о возможности совершения преступления и превышения должностных полномочий председателем комиссии – экс-министром обороны Мачеревичем, а также о «таинственной работе» самой комиссии.
Одновременно документы направлены и в контролирующие финансовые органы. Речь о напрасно потраченных налогоплательщиками миллионах злотых, сомнительных экспериментах, бесполезных десятках эксгумаций жертв катастрофы, что прямо трактуется депутатом ГП Цезарием Томчиком как «издевательство над государством и родными погибших». Особенным нападкам подвергается Мачеревич (один из лидеров партии власти «Закон и справедливость»), который «держится за председательство и комиссию ради личного кабинета, секретаря и персональной машины с мигалкой».
С Мачеревичем связаны мыслимые и немыслимые гипотезы причин смоленской катастрофы. Среди них – вероятность искусственного тумана или распыление гелия над аэродромом Смоленск-Северный. Время от времени – возвращение к заговору тогдашних премьеров Дональда Туска и Владимира Путина, будто бы замысливших избавиться от главного пассажира несчастного Ту-154 президента Леха Качиньского. Муссировались слухи о трех выживших и скрываемых членах делегации. Наиболее приоритетная – взрыв на борту в результате диверсии.
Катастрофу самолета польского президента под Смоленском уже расследовала помимо польской прокуратуры и российской стороны независимая комиссия по расследованию авиапроисшествий под руководством Ежи Миллера. Еще в июле 2011 года она представила обширный отчет, суть которого сводилась к определению катастрофы как несчастного случая при недопустимом снижении высоты лайнера в плохих погодных условиях. При этом польская комиссия подчеркнула, что регистраторы звука и параметров полета не подтвердили теорию о взрыве на борту. Тогда же в Сейме катастрофой занималась и созданная парламентская группа во главе с Мачеревичем, внимание которой было сосредоточено на взрыве в салоне самолета. В феврале 2016-го при Министерстве обороны была создана подкомиссия для повторного расследования катастрофы. После отставки Мачеревича с поста министра он был назначен его преемником на должность председателя подкомиссии.
В канун очередной годовщины катастрофы подкомиссия сообщила о своей работе в последнее время. Коммюнике, приведя примеры допросов находившихся в Смоленске в день катастрофы журналистов и военнослужащих, поисков останков погибших и продолжения анализа работы двигателей, выразило по-бюрократически главное: «После представления технического отчета подкомитет углубил работу, которая позволит более полно определить причины и обстоятельства рассматриваемого события и представить их в итоговом отчете». Также было сообщено, что подкомиссия направила в прокуратуру уведомление о возможности совершения должностного преступления Ежи Миллером и членами возглавляемой им комиссии, обвиняя их в введении общественности в заблуждение. Ко всему прочему в отдельном заявлении Миллеру инкриминировали дипизмену.
Поводом же для обращения в прокуратуру депутатов Сейма на этой неделе стала повестка за подписью Мачеревича, призывающая явиться в подкомиссию упомянутого Томчика и его коллегу Павла Суского «в целях предоставления необходимой информации для выяснения авиационного происшествия 10 апреля 2010 года». Оба депутата, не скрывая негодования, назвали сам вызов на ковер комиссии «курьезным и сомнительно законным», поскольку был скоропалительным – «на завтра», а с самой катастрофой они не имеют ничего общего. Дальше – больше.
На якобы «заседании комиссии» – ее представляли председатель, секретарша и солдат-часовой – началась детская игра «Кто ты будешь такой?», во время которой Мачеревич отличился странным поведением. Председателя попросили предъявить документ, подтверждающий полномочия действий в рамках комиссии. Мачеревич, как написано в уведомлении, достал из шкафа незаполненные удостоверения, заполнил одно из них и предъявил. Решения же, на основе которого функционирует подкомиссия, показать уже не мог.
Требование депутатов ГП сводится к одному – ликвидации комиссии, о конкретной работе и составе которой практически нет никакой информации, а прежние эксперты давно ее покинули. «Более трех лет мы довольствуемся сеансом ненависти, который служит продвижению одного политика, – считает Кервиньский и заключает: – Единственное, что получили поляки от этой комиссии, – это гигантский счет, который каждый из нас, граждан, должен оплатить».
Раздражение оппозиционных политиков подогревает факт, что Мачеревич оказался первым в партийных списках Пётрковского округа среди кандидатов в депутаты предстоящих осенью парламентских выборов. По мнению депутатов ГП, первый номер для председателя «смоленской подкомиссии» является доказательством того, что партия власти ЗиС «авторизует вытягивание общественных денег», и символизирует «пощечину для всех семей жертв катастрофы под Смоленском».
комментарии(0)