Солдаты Ливийской национальной армии научились сбивать дроны противника. Фото Reuters
Все большую роль в противостоянии между отрядами Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара и силами, лояльными Правительству национального единства (ПНЕ) во главе с Фаизом Сараджем, играют внешние спонсоры. Поддерживая основных ливийских противников, они не только вселяют в них надежду на победу и тем самым препятствуют прекращению огня внутри страны, но и повышают градус напряженности в обширном регионе за пределами Ливии.
Близкие ПНЕ ливийские СМИ сообщают по меньшей мере о 20 авиаударах, которые нанесла в минувшие выходные проправительственная авиация по позициям, складам боеприпасов и штабам ЛНА в районе Асаба, Аш-Швериф, Джуфра, Вади Рабиа. От 7 до 13 военных Хафтара погибли в результате атаки ударного беспилотника ПНЕ в южных пригородах Триполи. Одновременно представители ЛНА заявили о сбитом в районе Айн-Зара турецком дроне, который использовали силы ПНЕ.
В правительстве Сараджа считают, что Хафтар готовится к новому наступлению на Триполи. На циркулирующих в социальных сетях видео показаны колонны военных автомобилей ЛНА, направляющихся в сторону Триполи с юга. На страницах Facebook появились призывы к молодежи присоединяться к отрядам ЛНА, чтобы покончить с милицейскими формированиями, воюющими на стороне Сараджа.
Количество убитых с начала наступления Хафтара на ливийскую столицу перевалило за 1,1 тыс. человек, раненых – приблизилось к 6 тыс. Резко упала добыча нефти. На днях из-за блокирования трубопровода прекратил работу нефтеналивной терминал в западноливийском порту Завийя. Форс-мажор объявлен на крупном месторождении «Аш-Шарара». По словам гендиректора Ливийской нефтяной компании Мустафы Саналлы, причиной вынужденных мер, из-за которых страна ежедневно теряет около 290 тыс. барр. «черного золота», или 19 млн долл., стали действия неустановленных вооруженных лиц, воспользовавшихся эскалацией боевых действий между двумя центрами власти.
Взаимные обвинения в срыве мирного процесса звучат не только в адрес друг друга. ЛНА и ПНЕ все чаще обвиняют в этом внешних спонсоров. Телеканал Al-Jazeera сообщает, что после того как на прошлой неделе США, Британия, Италия, Франция, Египет и ОАЭ приняли заявление с призывом немедленно прекратить огонь в Ливии, с резкой критикой в адрес трех последних стран выступил Высший государственный совет (ВГС), который поддерживает правительство Сараджа. ВГС утверждает, что, согласно имеющимся в его распоряжении разведданным, Хафтар планирует новую атаку на Триполи с помощью Франции, Египта и ОАЭ. Сарадж также обвинил Париж в двуличной политике по отношению к Ливии.
Все более глубокое погружение внешних игроков в ливийскую гражданскую войну превращает эту страну в арену их противоборства и ведет к росту напряженности в регионе. Египетский журналист Мухаммед Махер и американский аналитик Ирина Цукерман отмечают заметный рост напряженности между Египтом и Турцией. Усилия Анкары сосредоточены, по мнению политолога Зияда Акля из Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам», на усилении своего влияния в Южном Средиземноморье с опорой на исламистские силы. Именно поэтому Анкара заинтересована в создании лояльного ей правящего режима в Ливии и делает ставку на правительство Сараджа, связанное с исламистами. Турки видят в нем возможность для сохранения, во-первых, своего строительного бизнеса, который проник в Ливию еще во времена Муаммара Каддафи и оценивается примерно в 15 млрд долл. Во-вторых, для приобретения союзника, который поможет укрепить позиции Турции в «энергетическом споре» с недавно созданным Газовым форумом Восточного Средиземноморья, в который вошли Кипр, Греция, Израиль, Палестина, Египет, Иордания, Италия.
Наконец, для Анкары важно укрепление позиций своих идеологических союзников в лице «Братьев-мусульман» (запрещены в РФ). Достаточно вспомнить, как после свержения в июне 2013 года египетского президента-исламиста Мухаммеда Мурси Турция предложила руководству египетских фундаменталистов убежище и защиту на своей территории, а против пришедшего к власти Абдель Фаттаха ас-Сиси начала в СМИ ожесточенную пропагандистскую кампанию. Для Анкары привести к власти в Ливии исламистов – точно такая же жизненно важная задача, как для арабских союзников Хафтара – очистить от них страну. Здесь вряд ли возможен компромисс, и в этом состоит опасность дестабилизации обстановки и без того нестабильного региона.
К списку друзей Хафтара все чаще добавляют Израиль. Контакты между израильтянами и Хафтаром начались, по мнению аналитика Джорджо Кафиеро из консалтинговой компании Gulf State Analytics в Вашингтоне, при посредничестве ОАЭ еще в 2015 году. Поддержка Хафтара сулила еврейскому государству укрепление связей с Египтом и ОАЭ, а позднее – с Саудовской Аравией. Найти согласие с суннитскими государствами, которые разделяли опасения израильтян относительно угроз, исходящих от Ирана и «Хезболлы», равно как и от джихадистов суннитского толка, было для Израиля явной удачей.
Не стоит забывать и о выгодном для израильтян бизнесе, связанном с продажей оружия солдатам Хафтара. Еще один фактор связан с поиском союзников, обладающих немалыми минеральными ресурсами. Таким образом, цели Израиля, Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и Хафтара во многом, в том числе по части борьбы с террористами на Синае, совпали.
Первая встреча Хафтара с агентами Моссада состоялась в обстановке строжайшей секретности в Иордании. Удалось договориться о продаже для ЛНА снайперских винтовок и приборов ночного видения. Позднее по согласованию с Хафтаром израильтяне совершали воздушные рейды против врагов ЛНА. Дело дошло до того, что Алжир предупредил Хафтара о недопустимости получения от Израиля такого рода помощи. Затем состоялось еще несколько встреч между главкомом ЛНА и израильтянами в Аммане и Каире. Как пишет «Аль-Араби аль-Джадид», стороны договорились об израильском присутствии на юге Ливии с целью расстроить планы Италии по распространению своего влияния на южный регион Феццан.
комментарии(0)