Нарендра Моди обосновал ликвидацию особого статуса штата Джамму и Кашмир борьбой с терроризмом. Фото Reuters
Премьер-министр Индии Нарендра Моди в обращении к стране обосновал решение правительства ликвидировать особый статус штата Джамму и Кашмир и создать территории центрального подчинения. Этот шаг необходим, чтобы покончить с терроризмом и обеспечить развитие экономики. Пакистан ответил Дели высылкой индийского посла и понижением уровня отношений между странами. Пакистанские политики и военные говорят, что поддержат освободительную борьбу в бывшем штате.
После раздела Британской Индии на два государства Индия и Пакистан по крайней мере трижды встречались на поле боя. Тогда эти страны не обладали ядерным оружием. Ныне они им обладают, и последствия столкновения могут быть катастрофическими.
Вот почему резкая реакция Пакистана на то, что индийская правящая партия Бхаратия Джаната парти (БДП), опираясь на полученное ею на выборах подавляющее большинство в парламенте, изменила статьи Конституции о штате Джамму и Кашмир, не может не вызывать беспокойства. 7 августа Исламабад принял решение выслать посла Индии, понизить уровень дипломатических связей и приостановить двустороннюю торговлю с Индией.
На практике ответные меры Пакистана означают, что вновь назначенный пакистанский посол в Дели останется дома, а индийского посла из Исламабада вышлют. Комитет национальной безопасности Пакистана на заседании, где председательствовал премьер-министр Имран Хан, объявил, что Пакистан пойдет и на другие шаги в связи с тем, что Индия приняла «незаконное» решение отменить особый статус Кашмира.
Пока неизвестно, что это за шаги, но ранее, выступая на заседании обеих палат парламента, Имран Хан сказал, что Индия может прибегнуть к «этнической чистке мусульман», а это закончится войной.
Сценарий может быть таким. Может повториться инцидент, произошедший в феврале этого года. Тогда смертник из воинственной группировки, базирующейся в Пакистане, взорвал автобус с 40 индийскими солдатами. Если что-то подобное случится, индийцы снова обвинят Пакистан, нанесут удар, Пакистан ответит. Никто от этого не выиграет, признал Имран Хан.
В беседе с «НГ» Винай Шукла, редактор-консультант журнала India Strategic, сказал: «БДП еще в своем предвыборном манифесте провозгласила, что внесет поправки в Конституцию, касающиеся статуса штата Джамму и Кашмир. Так что ничего неожиданного не случилось. С юридической точки зрения, Индия имеет право менять свой Основной закон».
По его словам, за 70 лет, что действовал этот статус, никаких положительных сдвигов в штате не произошло. Интеграции штата с остальной частью страны не было. Фактически в политической и экономической жизни доминировали три клана. От них зависело распределение ресурсов. Тут ситуацию можно сравнить с тем, что происходило в России на Северном Кавказе. Пока с этим не было покончено, обстановку не удавалось нормализовать. «Теперь в Кашмире все будет зависеть от того, какую программу там центр будет проводить. Нужно экономическое чудо, чтобы погасить мятеж, который длится много лет», – полагает Шукла.
Однако профессор МГИМО Сергей Лунев сказал «НГ», что «раньше партия БДП вела себя вполне разумно, не выполняя требований индусских радикалов, касавшихся статьи 370 Конституции, которая предоставляет льготы штату Джамму и Кашмир. А теперь ситуация резко обострится и в самом штате, и на субконтиненте Южной Азии. Развязаны руки у Пакистана, который раньше помогал боевикам, а сейчас будет это делать в открытую. Возможны даже столкновения на межобщинной почве в других районах Индии. По моему мнению, ничего хорошего решение по Кашмиру Индии не принесет».
В стороне от спора между Индией и Пакистаном не остался Китай. Он подверг решение Дели резкой критике. Представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что Индия нарушает территориальную целостность Китая. Она пояснила, что Индия внесла незаконные изменения в свое внутреннее законодательство, которое касается китайской земли. Это неприемлемо. Изменения не вступят в силу.
Чем же недоволен Пекин? Дело в том, что между Китаем и Индией с 1950-х годов идет спор о прохождении границы протяженностью почти 3,5 тыс. км. Этот спор касается и северо-западной горной части Кашмира, конкретно района Аксай-Чин. Китай давно взял под контроль этот почти не заселенный участок земли и даже проложил через него шоссе в Пакистан.
Однако на Аксай-Чин как на часть Кашмира претендует и Индия. Отсюда негативная реакция Пекина на изменения в индийской Конституции.
Впрочем, спор не только о том, кто у кого какой кусок земли отнял. Пакистан – геополитический партнер Китая. Ему предоставляются инвестиции, займы, оружие. Исламабад и Пекин, как было официально заявлено, будут координировать политику по Кашмиру. Не случайно глава МИД Пакистана сказал, что собирается вылететь в Китай для консультаций.
США пока ограничились призывом к Индии и Пакистану решать разногласия на двусторонних переговорах. Россия на момент выхода этого номера в свет не сделала никакого заявления.
комментарии(0)