У стен японского посольства в Сеуле проходят массовые акции протеста. Фото Reuters
Белая книга по обороне Японии выйдет в свет в сентябре. Но Токио допустил утечку из нее, чтобы оповестить общественность, что больше не доверяет Сеулу. В 2018 году Южная Корея находилась на втором месте после США, а теперь она упала в рейтинге ниже Австралии, Индии и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. На практике это означает, что обмен информацией между разведслужбами двух стран резко сократится. Тройственный военный пакт Вашингтон–Токио–Сеул, который много лет выстраивали США, разваливается. Нажим Белого дома не помог сгладить обиду корейцев на бывшего колониального правителя.
Из проекта Белой книги следует, что японцы не в меньшей степени обижены на корейцев. Вот инцидент, который расстроил японских военных в декабре прошлого года.
Южнокорейский эсминец навел радар и ракетное оружие на японский военный самолет, находившийся в эксклюзивной экономической зоне Японии.
Казалось бы, эмоции не должны играть роли в международной политике. На самом деле играют, порой вынуждая опытнейших лидеров учитывать настроение общественного мнения. Особенно когда коллизии с партнером бередят раны болезненного прошлого.
Как отмечает японское агентство Kyodo, двусторонние отношения резко ухудшились с прошлого года, когда южнокорейские суды вынесли решения, обязывающие японские фирмы оплатить ущерб, нанесенный корейским рабочим во время японского колониального правления (1910–1945).
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ не пожелал проводить встречу с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином, ссылаясь на отсутствие взаимного доверия. Токио считает, что вопрос о компенсациях был урегулирован двусторонним соглашением в 1965 году.
Споры переместились в военную сферу. Южная Корея угрожает положить конец договоренности о дележе разведывательных данных с Японией. Подписанное в 2016 году, это соглашение играло жизненно важную роль в обмене сведениями о развитии ядерной и ракетной программ Северной Кореи. Но оно должно ежегодно возобновляться в августе. И пока неизвестно, продлит ли его Сеул.
А ведь оно было ключевым элементом сотрудничества с главным союзником обеих стран – США. Они в течение многих лет пытались сблизить Токио и Сеул, формируя трехсторонний пакт, так сказать, дальневосточное НАТО.
Как передает агентство АР, для Южной Кореи была критически важна информация, поставляемая японскими разведывательными спутниками, радарами, патрульными самолетами и другими высокотехнологичными системами, для анализа испытаний Северной Кореей ракет и подлодок. А Япония тоже выгадывает от показаний южнокорейских радаров, способных раньше обнаружить запуски летательных аппаратов Пхеньяном. Кроме того, в Токио поступали сведения, добытые южнокорейскими шпионами на Севере или полученные от перебежчиков.
Токио сообщает, что хочет сохранить соглашение. А Южная Корея, ссылаясь на торговые ограничения, введенные Токио, говорит, что может подумать, стоит ли посылать чувствительную информацию стране, которая сомневается в надежности Южной Кореи как партнера по безопасности. Некоторые японские законодатели даже утверждали, что, возможно, Сеул допустил передачу такой информации Пхеньяну.
Это возмутило многих южнокорейцев. Раздаются призывы к бойкоту японских товаров. Проходят демонстрации с требованием разорвать соглашение между разведслужбами.
Мун Cун Мук, бывший южнокорейский военный чиновник, предсказывает, что связи в рамках безопасности между Сеулом, Вашингтоном и Токио будут разорваны.
АP не преминуло приписать заслугу в распаде японо-южнокорейского соглашения России и Китаю. В июле бомбардировщики России и Китая совершили совместный патрульный полет над международными водами между Южной Кореей и Японией. Эксперты в США указывают, что Москва и Пекин тем самым пытались испытать японо-южнокорейский пакт на прочность.
Но теория длинной общей руки Пекина и Москвы на Дальнем Востоке выглядит чересчур экзотичной. Пожалуй, россиян может больше затронуть обострение торговых споров Токио с Сеулом. Дело в том, что Япония ввела более строгий контроль над некоторыми видами высокотехнологичного экспорта в Южную Корею. Это не шутка. Южнокорейские компании, товары которых можно у нас видеть чуть не в каждом магазине электроники, полагаются на японские материалы для производства полупроводников, экранов ТВ и смартфонов.
Сеул ранее объявил о разработке ответных мер против японских санкций. А в понедельник убрал Японию из списка стран, пользующихся преференциями в торговле.
комментарии(0)