Фото Haider el Esedi/Anadolu Agency/Getty Images
Израиль наносит удары по позициям шиитских военизированных формирований в Ираке с разрешения России и США. Об этом изданию Asharq Al-Awsat сообщил западный дипломатический источник. Он признал, что именно силы еврейского государства стоят за участившимися взрывами на военных объектах, однако в силу договоренностей с Москвой и Вашингтоном израильтяне не могут открыто говорить о причастности кампании. В экспертной среде допускают, что Россия действительно могла дать зеленый свет ударам.
По информации диписточника, Москва и Вашингтон сошлись во мнении, что израильтяне имеют право на ограниченную военную кампанию против проиранских формирований в Ираке. Однако договоренности с двумя глобальными игроками предполагают, что Израиль не будет публично брать ответственность за проведенные операции. Впрочем, это не мешает израильским властям делать недвусмысленные намеки на причастность к уничтожению складов на иракской территории. Так, находясь в Киеве, премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху заявил, что у Ирана не будет иммунитета ни в одной точке региона.
Шиитские военизированные формирования «Хашд аш-Шааби», действующие в Ираке, винят Израиль в причастности к атакам. В частности, представитель военной организации Абу Махди аль-Мухандис заявил, что судить об этом позволяют полученные разведывательные данные. Аль-Мухандис сообщил, что в атаках участвовали четыре израильских беспилотника, которые находятся в составе американских сил, развернутых на Ближнем Востоке. С этого момента, пообещал представитель «Хашд аш-Шааби», шиитские формирования будут использовать «все имеющиеся в распоряжении средства для предотвращения и защиты от подобных атак». Ранее были сообщения, что в одной из атак участвовал израильский истребитель F-35.
Заявление аль-Мухандиса последовало в ответ на произведенный 20 августа удар по базе шиитских формирований к северу от иракской столицы. За последние недели взрывы произошли на оружейном складе «Аль-Сакр», на базе «Ашраф», а также на военном объекте в провинции Салах-ад-Дин, когда там находились члены ливанской «Хезболлы». Все эпизоды объединяет то, что мишенью становились позиции проиранских формирований. Инциденты привели к появлению множества гипотез о том, кто мог спланировать нападения. Среди виновников называли не только Израиль, но и боевиков «Исламского государства» (запрещено в РФ). Но местные правоохранители склонны винить израильтян. Их данные указывают на применение дронов. В сообщении Associated Press говорится, что взрывы на базе «Аль-Сакр» 12 августа, по мнению служб безопасности, могли быть результатом работы беспилотников.
После совещания с членами кабмина и представителями разведсообщества премьер-министр Ирака Адель Абдул-Махди распорядился запретить полеты боевой авиации над Ираком в том случае, если они не согласованы с правительством и Министерством обороны. Комментируя это решение 18 августа, официальный представитель иракской армии бригадный генерал Яхья Расул даже заявил о необходимости закупить у России комплексы С-400 для того, чтобы Ирак мог эффективно защищать свое воздушное пространство. В МИД РФ не ответили на запрос «НГ», на какой стадии сейчас находятся переговоры с Ираком по продаже С-400.
В экспертной среде считают предполагаемый консенсус РФ, США и Израиля по Ираку очень близким по духу тому, который есть между ними в Сирии. «Россия и США – на одной волне в том, что касается воздушных ударов израильтян по иранским целям, представляющим угрозу Израилю, – заявил «НГ» бывший спецпредставитель Госдепа по политическому переходу в Сирии Фредерик Хоф. – Но это происходит по совершенно разным причинам. Главная цель президента Путина в Сирии – сохранение режима Асада. России нужны подконтрольные Ирану ополченцы, чтобы дополнить разбитую армию Асада, но Москве не нужно, чтобы Тегеран оставил своего «сирийского клиента», создав новый антиизраильский фронт сопротивления. Поэтому понимание Путина и Нетаньяху укладывается в установку: давай, бей по иранским целям, которые ты считаешь для себя угрозой, но не атакуй цели, связанные с режимом Асада».
Эксперт полагает, что ожидаемым дивидендом для российского руководства будет то, что израильский премьер-министр в конце концов убедит президента США Дональда Трампа принять как данность сохранение Башара Асада на посту главы сирийского государства. «Мотивация США сводится к тому, что, во-первых, необходимо поддерживать усилия Израиля по самообороне и, во-вторых, придать дополнительный вес своей кампании «максимального давления» на Иран, – убежден Хоф. – Москва и Тегеран при этом остаются на одной волне в том, что касается поддержки Асада. Россия, вероятно, рассматривает антиизраильскую кампанию Ирана как безрассудную и опасную. Но, во-первых, Москва оказалась неспособной положить этому конец, и, во-вторых, авантюризм Ирана дал России возможность привлечь Израиль в свою кампанию под названием «руки прочь от Асада».
комментарии(0)