Фото Farida Amini/Anadolu Agency/Getty Images
Власти Афганистана в настоящее время считают запрещенную в РФ террористическую организацию ИГИЛ (в Афганистане, как и в большинстве мусульманских стран, ее называют ДАЕШ) в большей мере тактической угрозой. В то же время власти оговариваются, что в случае укоренения этой экстремистской организаций на афганской почве она может превратиться в реальную стратегическую опасность, грозящей катастрофическими последствиями для страны.
В последнее время эксперты как внутри страны, так и за ее пределами, все больше задаются вопросом о том, какова степень опасности, представляемой ДАЕШ в Афганистане, и сможет ли он занять место «Талибана» (организация запрещена в РФ), после того как талибы начнут интегрироваться в мирную жизнь?
Большая часть экспертов убеждена, что ДАЕШ и его деятельность в настоящее время в Афганистане все больше актуализируется. В то же время нельзя исключать, что эта организация в случае обострения военно-политической обстановки в стране, дальнейшего ослабления государственных институтов, может найти среди населения сочувствующих, а с некоторыми экстремистскими группировками способна даже вступить в союзы.
Афганская политическая элита и большинство экспертов убеждены, что проект ДАЕШ является чуждым афганской геополитической реальности и ментальным особенностям афганцев. Принято считать, что идеология ДАЕШ в страну явно импортирована иностранными спецслужбами и по этой причине не пользуется заметной популярностью у афганцев.
Вместе с тем, остается открытым вопрос о том, какие же силы в случае неблагоприятного развития военно-политической ситуации в Афганистане могут выступить в роли сочувствующих, а то и возможных союзников ДАЕШ? В случае объединения других экстремистских сил с ДАЕШ численность этой организации заметно возрастет, что вызывает особое беспокойство правительственных кругов Афганистана.
Не является большим секретом, что внутри «Талибана» имеются группы, которые выступают категорически против установления мира в Афганистане на американских условиях. Некоторые достаточно влиятельные силы внутри «Талибана» не исключают своего перехода в ДАЕШ в случае подписания заявленного в Дохе соглашения с США. В этом контексте позиция официального правительства Афганистана выглядит достаточно прагматичной и дальновидной: оно с предельным вниманием следит за так называемым «мирным процессом», в котором участвуют делегации американского посла Залмая Халилзада и «Талибана» в Дохе.
Между тем агентство «Ассошиэйтед Пресс», цитируя слова высокопоставленных сотрудников администрации США, указывает, что «США тоже серьезно обеспокоены угрозой распространения ДАЕШ в Афганистане, и в Вашингтоне выражают надежду, что «Талибану» удастся воспрепятствовать объединению других экстремистских организаций с ДАЕШ, и «Талибан» окажет в этом деле содействие».
Представитель Госдепартамента США по мирному урегулированию в Афганистане Залмай Халилзад, который вот уже ровно год (с августа 2018 года) обсуждает с «Талибаном» в Катаре вопросы выработки некоего меморандума о мире, в своем Twitter 18 августа написал: «Процесс мира с «Талибаном» должен быть ускорен, чтобы тем самым Афганистан мог стать крепче для успешного противостояния перед натиском боевиков ДАЕШ».
Между тем президент Афганистана Ашраф Гани, выступая по национальному телевидению страны сразу после недавнего чудовищного теракта, совершенного в Кабуле в свадебном клубе «Дубай» (в результате которого погибло 63 мирных жителя, еще около 200 получили ранения), подтвердил, что «вооруженным силам страны дан приказ полностью искоренять корни ДАЕШ из Афганистана». Напомним, что ответственность за этот теракт в Кабуле взяла на себя как раз террористическая организация ДАЕШ.
Принято считать, что после переломного поражения отрядов террористической организации ДАЕШ в 2014 году в Сирии и Ираке, некоторые вооруженные отряды сторонников «халифа» Абу Бакра Аль-Багдади сумели перебазироваться в Афганистан.
Действующие сегодня в Афганистане боевики ДАЕШ называют себя «веткой» мифического «Хорасана», который якобы тысячу лет тому назад входил в состав халифата, существование которого историками оспаривается. Современные приверженцы «халифата» придерживаются крайней, самой воинственной, нетерпимой к любому инакомыслию формы религиозных взглядов. Отмечаются также жестокие расправы этой воинственной организации с представителями шиитского меньшинства страны.
Вооруженные боевики ДАЕШ на заре своего появления на афганской земле были безжалостно разбиты афганскими вооруженными силами при поддержке американской авиации. Однако после того как в 2015 году в северных районах Афганистана к разрозненным приверженцам «халифата» присоединились отряды Исламского движения Узбекистана (ИДУ, организация запрещена в РФ), активность ДАЕШ снова возросла, в том числе и на севере страны.
Информация по поводу численности ДАЕШ на территории Афганистана разнится. Называют цифру от 2500 до 4000 человек, большую часть которых составляют не афганцы, а представители таких государств и регионов как Средняя Азия, Ближний Восток, Северный Кавказ, Индия, Пакистан, Бангладеш, китайские уйгуры и др.
Афганские власти не без оснований обвиняют спецслужбы Пакистана в создании условий для проникновения отрядов ДАЕШ на территорию Афганистана.
Нет сомнения в том, что, в отличие от «Талибана» (террористическую сущность которого умалять также не стоит), ДАЕШ представляет угрозу не только правительству и народу Афганистана, но и имеет далеко идущие военно-политические цели и задачи, в том числе, по проникновению за пределы Афганистана. Отличительный «почерк» ДАЕШ – организация и проведение масштабных и страшных по своим последствиям террористических актов, преимущественно против мирного населения.
Между тем спецпредставитель США Залмай Халилзад на днях начал свой 9-й по счету раунд встреч с представителями «Талибана» в Дохе. Перед началом нового раунда американский спецпредставитель подчеркнул: «Мы ищем пути мирного урегулирования, а не то, чтобы покинуть Афганистан».
За несколько дней до поездки Халилзада в Доху и Кабул президент США Дональд Трамп провел встречу с самыми ответственными американскими силовиками. На эту встречу он так же пригласил спецпредставителя Халилзада с целью, как сообщали СМИ, «глубинного» разбора и анализа афганской проблематики.
Эксперты считают, что после проведенного «глубинного анализа» Вашингтон несколько поубавил первоначальный ускоренный темп проведения «переговоров о мире» с «Талибаном» в Дохе. В частности, по итогам совещания Трамп обронил интересную мысль, заявив что «Талибан» не вызывает доверия», и что «нужно выработать четкие и жесткие механизмы контроля за действиями этих людей в случае достижения с ними каких-либо договоренностей».
Сразу после этого заявления Трампа с почти такой же риторикой выступили три влиятельных конгрессмена-республиканца. Обращаясь к президенту США, они заявили, что «не следует повторять ошибки администрации президента Обамы, который вывел войска из Ирака»: «Заключение каких-либо договоренностей на бумаге с «Талибаном» ни в коем случае не сможет гарантировать обеспечения нашей национальной безопасности».
В то же время, необходимо констатировать, что внешне кажущийся сплоченным региональный консенсус по урегулированию афганского кризиса, сближение позиций США, Российской Федерации и Китая, на самом деле, является весьма зыбким. Требует время, чтобы он окреп и устоялся. Время также покажет, могут ли США и «Талибан» идти вместе по пути взаимодействия.
Обострение индо-пакистанских взаимоотношений (пусть пока больше на словесном уровне, чем на деле) способствует тому, чтобы Пакистан использовал свои рычаги воздействия на «Талибан» с целью оттянуть подписание «мирного соглашения» с американцами, пока оно не будет в полной мере устраивать Исламабад.
Видимо не случайным является возврат «Талибана» к своему старому лозунгу «Джихад до полного ухода американских войск», и это в то время, когда талибы, казалось бы, согласились с двухгодичным графиком вывода войск США и присутствием в Афганистане солидного разведывательного полка американцев.
Возникает объективный вопрос: в случае сохранения присутствия американцев (пусть даже в сильно урезанном виде) согласится ли «Талибан» пойти на мир и на переговоры с законным правительством Афганистана?
Как было сказано выше, «Талибан» находится под давлением пакистанской разведки, которая жестко контролирует условия подписания мирного меморандума, место и время его заключения.
Между тем ранее сообщалось о деятельности 20 террористических организаций на территории Афганистана, ведущих вооруженную борьбу с правительством страны и американскими войсками. С другой стороны, активно протягиваемый поборниками гибридной войны проект ДАЕШ стал выползать из «спящих зон» и начал все активнее действовать. Вашингтон, как видно, хотел бы выделить из этой «террористической кучи» как своего «союзника» «Талибан», широко использовать его в своих целях, или включить его каким-то образом в структуры нынешнего правительства, или, как третий вариант, сохранить существующий противоречивый статус-кво до неопределенного времени. Речь идет о формуле «контролируемого конфликта», созданного, по сути, самими же американцами.
В то же время, наверное, было бы не объективным утверждать, что весь сценарий сегодняшней игры находится в руках США и ими одними реализовывается. Одна из причин, по которой американцы в последнее время с утроенной силой занялись «решением» проблемы мира с «Талибаном», является страх и обеспокоенность Вашингтона по поводу того, что инициативу у них могут перехватить Китай или Россия. Российская Федерация обеспокоена укреплением позиций террористической организации ДАЕШ в Афганистане, объективно подозревает, что после уменьшения численности иностранных войск на поле боя с новой силой, вероятно, выйдет ДАЕШ, развивая свое наступление на север Афганистана с тем, чтобы создать плацдарм для последующего проникновения в Среднеазиатский регион.
Противоречивость, сопряженная с неуклюжестью в действиях Вашингтона, заключается еще и в том, что «Талибан», который ведет вооруженную борьбу с правительством Афганистана и войсками США, как бы намеренно выделяется американцами, и именно с талибами они проводят переговоры. А правительство Афганистана оставляют в одиночестве для войны с ДАЕШ. Подобные действия наводят на мысль, как бы в Афганистане не повторился печальный опыт Сирии…
Наблюдатели называют начавшийся девятый раунд «переговоров» Залмая Халилзада с «Талибаном» самым драматичным и самым чувствительным. Многие эксперты полагают, что этот раунд наконец-то определит судьбу мира и войны в Афганистане.
Между тем бывший заместитель начальника штабов вооруженных сил США генерал Джейк Кейн на днях сделал весьма любопытное заявление. По его словам, «Америка и «Талибан» договариваются, что все войска США покинут Афганистан до 2020 года, однако «Талибан» и террористическая сеть «Аль-Каида» (запрещена в РФ) между собой имеют тесные взаимоотношения, и в случае полного вывода иностранного контингента Афганистан снова окажется пристанищем для террористов разных мастей, в том числе «Аль-Каиды». По словам Кейна, «Талибан» и «Аль-Каида» «являются братьями»: «В свое время именно «Талибан» пригласили «Аль-Каиду» в Афганистан, ей были предоставлены базы, и как раз отсюда на нас было спланировано нападение. Талибы когда-то для защиты «Аль-Каиды» даже пожертвовали своим режимом, и я бы сейчас не особо доверял их словам об их отказе от поддержки «Аль-Каиды».
Представляется, что подобное беспокойство является оправданным. Как известно, от 8 до 9 тыс. иностранных наемников из самых разных стран в настоящее время воюют в рядах «Талибана». Если допустить, что «Талибан» в результате мирных договоренностей объединится с правительством Афганистана, возникает вопрос: что в таком случае будет с этими иностранными наемниками, какова будет их судьба?
В таком случае напрашивается вывод, что, даже в случае присоединения «Талибана» к правительству Афганистана война в стране со всей силой будет продолжена. Больше чем очевидно, что в силу теснейших идеологических, духовных и других связей, образовавшихся за последние десятилетия, сложившийся «террористический интернационал» демонтировать в одночасье будет весьма сложно. Именно «Аль-Каида» дала «Талибану» и многим другим террористическим организациям уроки «джихада», обучила тому, как совершать вооруженные нападения, взрывать, саботировать, совершать акты самоубийства и т.д. В результате в Афганистане практически ежедневно гибнут десятки мирных афганцев. И, к сожалению, пока не видно конца этим жертвам.
комментарии(0)