В своем обращении Кэрри Лам перечислила все пять требований демонстрантов. Фото Reuters
Глава администрации Гонконга Кэрри Лам объявила об отзыве законопроекта об экстрадиции, спровоцировавшего небывалые по масштабу акции протеста. Тем самым она надеется выйти из «нынешней тупиковой ситуации». Лам перечислила все пять требований протестующих, одним из которых является проведение независимого расследования действий полиции по подавлению демонстраций.
Через 13 недель бурных протестов Лам все-таки решилась отозвать из местного законодательного собрания проект закона об экстрадиции. «Правительство (специального административного района. – «НГ») официально отзовет законопроект, чтобы полностью успокоить общественность», – цитирует газета South China Morning Post заявление Лам. По ее словам, события, которые происходили последние месяцы, «всех шокировали и расстроили». Лам пообещала, что секретарь по вопросам безопасности направит необходимые документы в законодательный совет Гонконга, как только тот возобновит работу.
Все эти заявления прозвучали в резиденции Лам, куда она пригласила членов ее администрации, проправительственных законодателей и гонконгских депутатов Всекитайского собрания народных представителей и Народного политического консультативного совета Китая.
Таким образом, гонконгские власти проявили некоторую готовность сделать шаг навстречу протестующим по одному из пяти пунктов их основных требований. Ранее, как известно, администрация Гонконга заявляла только о том, что «проект закона об экстрадиции мертв» и его рассмотрение остановлено. Однако такая формулировка оставляла формальную лазейку при определенных обстоятельствах вновь вернуться к рассмотрению поправок к закону об экстрадиции, которые позволят Гонконгу передавать Китаю по запросу подозреваемых в преступлениях. Протестующие опасаются, что поправки будут распространяться на несогласных с политикой Пекина.
Их требования сводятся в основном к пяти пунктам: 1) полностью отозвать проект закона об экстрадиции; 2) начать независимое расследование действий полиции по подавлению протестов; 3) освободить задержанных участников протестов; 4) перестать квалифицировать протесты как мятеж или беспорядки; 5) вернуться к проведению политических реформ в Гонконге, прежде всего реформе избирательной системы, то есть ввести прямые выборы.
Касаясь второго требования, Лам уточнила, что вопросы, связанные с полицейскими действиями, «лучше всего можно решить при помощи уже существующего и хорошо зарекомендовавшего себя Независимого совета по рассмотрению жалоб на действия полиции, который именно для этих целей и создавался».
«Сложно сказать, поможет ли этот в общем-то запоздалый шаг если не совсем сбить, то хотя бы несколько снизить накал протестов. Скорее нет, – сказал «НГ» находящийся сейчас в Пекине китаист Сергей Цыплаков. – Градус протестов в последние дни сильно поднялся, эмоции бьют через край, так что сомнительно, что наиболее радикальная часть протестующих удовлетворится частичной уступкой».
Если же беспорядки в Гонконге продолжатся с прежней силой, то местное правительство может пойти на введение чрезвычайного положения. В том случае, если и этот шаг не разрядит ситуацию, то может встать вопрос о вводе полицейских сил из внутреннего Китая. Тем более что необходимые для этого контингенты вооруженной полиции ранее были сконцентрированы в пограничном с Гонконгом Шэньчжэне, отметил эксперт.
По его словам, заявление Лам пока в Пекине официально никак не комментировались, но совершенно очевидно, что предпринятый ею политический шаг с Пекином согласовывался.
«Обращает на себя внимание жесткое высказывание председателя КНР Си Цзиньпина в его речи 3 сентября в Центральной партийной школе, где он подчеркнул готовность руководства «решительно бороться с любыми вызовами, угрожающими суверенитету и безопасности Китая», – подчеркнул Цыплаков. – Следует отметить, что действующий Основной закон Гонконга допускает возможность вооруженной интервенции с материка как раз в случае возникновения угрозы суверенитету Китая. Уже несколько дней в официальных СМИ настойчиво приводятся слова Дэн Сяопина, сказанные им еще в 1984 году, о том, что в принципе вмешательство центральных властей в дела Гонконга возможно, и это не противоречит положению «одно государство, две системы».
комментарии(0)