Индийская полиция пытается усмирить протестующих мусульман в Кашмире. Фото Reuters
Более 200 боевиков готовы проникнуть из Пакистана в индийскую часть Кашмира. Об этом заявил советник правительства Индии по безопасности Аджит Довал. Чтобы перекрыть призывы пакистанцев к восстанию, передаваемые по телефону и через Интернет, Дели ограничил их использование в регионе, охваченном смутой. Исламабад утверждает, что оказывает кашмирцам только моральную и дипломатическую помощь, но индийцы говорят, что несколько террористов уже попали к ним в руки; кроме того, о приготовлениях к вторжению свидетельствуют радиоперехваты. Снижению напряженности не способствовало и решение Исламабада запретить президенту Индии пролет над территорией Пакистана.
«Мы хотели бы отменить все рестрикции, но это зависит от поведения Пакистана. Если Пакистан прекратит слать сигналы со своих башен оперативникам в Кашмире, если террористы не будут просачиваться и запугивать людей, то мы снимем ограничения», – пояснил Довал.
Агентство Reuters напоминает, что мятеж в Кашмире, где большинство населения – мусульмане, не утихает почти 30 лет. Индия обвиняет Пакистан в том, что он обучает, вооружает и направляет туда боевиков.
Довал привел конкретные примеры того, как Пакистан подрывает нормальную деловую жизнь на территории бывшего штата Джамму и Кашмир. Городок Сопор славится фруктовыми садами. Оттуда в другие районы Индии в последнее время было отправлено 700 грузовиков с яблоками. С пакистанской стороны линии контроля (фактически – временной границы) передавались неоднократно указания положить конец этому бизнесу. В результате боевики устроили нападение на дом хозяина компании. Его сын и двухлетняя внучка были ранены.
В феврале смертник взорвал автобус с 30 индийскими пограничниками. Тогда дело дошло до боев в воздухе. Как сообщал Дели, каждая сторона потеряла по одному истребителю.
Летом правительство Индии провело через парламент решение об отмене специального статуса, которым обладал штат Джамму и Кашмир, и о более тесной его интеграции с остальной частью страны (см. «НГ» от 21.08.19). Ситуация после этого еще сильнее накалилась. Премьер-министр Пакистана Имран Хан предупредил, что Пакистан даст «самый полный из возможных ответов» на действия Индии.
Политики в Исламабаде, как и в Дели, – отнюдь не самоубийцы. Никто не хочет атомной войны. Но где гарантия, что в результате ошибки или просчета обстановка не выйдет из-под контроля? Неудивительно, что и Восток, и Запад обеспокоены.
Россия тоже хотела бы способствовать урегулированию конфликта. Тем более что прецеденты тому есть. В 1966 году Советский Союз выступил посредником в заключении мирного соглашения после второй индо-пакистанской войны. Декларация о мире была подписана в Ташкенте.
Учитывая такой бэкграунд, можно было бы ожидать, что и на сей раз Москва попытается сыграть более активную роль. Увы, с 60-х годов много воды утекло и в Инде, и Ганге. В 1971 году Индия и Пакистан снова встретились на поле боя. От Пакистана отпала его восточная часть, на ее месте родилась Республика Бангладеш.
После этой конфронтации Дели и Исламабад подписали декларацию о том, что спорные вопросы между ними будут решаться на двусторонней основе, без участия внешних игроков. И Индия постоянно говорит, что для улаживания спора необходимо неукоснительно придерживаться положений этого документа.
И Россия, как это показал Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке, полностью поддержала позицию Индии. Во всяком случае, так подает события на ВЭФ полуофициальное индийское информационное агентство PTI. Во время встречи с прессой с участием президента РФ Владимира Путина премьер-министр Индии Нарендра Моди сказал, что «Россия и Индия выступают против «интервенции извне» в делах, касающихся любой страны. Это ясное послание Пакистану, который пытался добиться международной поддержки его позиции».
В беседе с «НГ» вице-президент Российского совета по международным делам Глеб Ивашенцев отметил: «Россия не может выступать посредником. Москва еще в советское время заявляла, что Кашмир – это часть Индии. Об этом говорил во время визита в Кашмир Никита Хрущев. Но сближению двух стран мы должны содействовать. Тем более что Индия и Пакистан участвуют в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). При ней работает региональная антитеррористическая организация. В этих рамках нам нужно как-то сближать Индию и Пакистан».
Могут ли послужить этой цели военные учения «Центр-2019», которые пройдут в Оренбургской области с 9 по 23 сентября? Во всяком случае, в этих маневрах помимо России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана примут участие и две внерегиональные державы – Индия и Пакистан. Причем, по сведениям журнала IndiaToday, в учениях будут отрабатываться как оборонительные, так и наступательные операции.
Так что Оренбург может оказаться в ближайшие дни в фокусе внимания международной прессы.
комментарии(0)