Фото сайта mil.ru
Саудовская Аравия может обратиться к России за помощью в усилении своей системы ПВО после того, как нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) гиганта Saudi Aramco подверглись нападениям с воздуха. Это допустил в разговоре с «НГ» дипломатический источник в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), куда входит королевство.
«Вероятно, Саудовская Аравия захочет усилить систему ПВО после нападений», – заявил «НГ» арабский дипломат, не пожелавший раскрыть свою страну. Так он прокомментировал удары, которые произошли в ночь на 14 сентября на востоке королевства. «Думаю, что С-400 будут одним из первых вариантов для рассмотрения», – добавил источник.
Что касается политических последствий недавних воздушных атак на НПЗ Saudi Aramco, то собеседник «НГ» полагает: возможно, саудовский правящий дом захочет смягчить свою позицию по отношению к йеменским мятежникам – хуситам, против которых возглавляемая Эр-Риядом коалиция ведет боевые действия уже долгое время. «Но я не считаю, что в текущих условиях Саудовская Аравия примет какие-либо шаги против Ирана или Ирака», – заявил диписточник «НГ».
Российское руководство, как кажется, открыто для подобных сделок со своими ближневосточными партнерами. По крайней мере о том, что российская сторона готова переоценить и усилить уровень безопасности на саудовских НПЗ, 16 сентября дал понять глава российского Минэнерго Александр Новак. «У нас существует закон о безопасности объектов Топливно-энергетического комплекса, он выполняется, и в соответствии с этим законом предпринимаются все необходимые меры по защите», – заявил министр, комментируя нападения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на нефтяные объекты Saudi Aramco.
Допустимо считать, что тот уровень угроз, перед которыми в настоящее время стоит Саудовская Аравия, может побудить ее к покупке у России других средств ПВО. Но на перспективы приобретения С-400 указывает логика развития событий на Ближнем Востоке. Например, этими системами, как кажется, недавно заинтересовался Багдад – после участившихся нападений на иракские военные объекты, которые приписывают Израилю. Арабское издание New Arab ранее сообщало, что визит в Москву помощника премьер-министра Ирака по вопросам национальной безопасности Фалиха Аль Файяда был посвящен именно этой проблеме.
В феврале этого года представители Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству сообщили ТАСС, что Москва и Эр-Рияд продолжают «обсуждение взаимоприемлемых условий для вступления в силу контракта» по продаже С-400 королевству. Сам документ, как известно, был подписан в мае 2017 года. Впрочем, до конца этого года у России и Саудовской Аравии будет шанс обсудить потенциальную сделку на высшем уровне. Встречаясь на полях саммита G20 в Осаке с наследником саудовского престола принцем Мухаммедом, Путин подтвердил, что скоро посетит королевство по приглашению короля Салмана. «Как и договаривались, осенью этого года, надеюсь, этот визит произойдет», – в частности, сказал российский лидер.
«То, что такая атака произошла, – это показатель неэффективности саудовских средств ПВО и слабой подготовки специалистов, – заявил «НГ» программный координатор Российского совета по международным делам Руслан Мамедов, комментируя инцидент, случившийся в ночь на 14 сентября. – Как известно, Саудовская Аравия располагает американскими Patriot. Можно сделать вывод, что поставки американских вооружений в Саудовскую Аравию не доказывают свою эффективность. Мне кажется, это первое, на что должны обратить внимание сами саудиты: их небо не защищено, и нужно что-то другое для того, чтобы обеспечить его безопасность. В этом плане одними из наиболее интересных систем, на которые они могли бы обратить внимание, являются российские С-400».
Однако эксперт отмечает, что здесь сторонам необходимо просчитать все последствия такой сделки. По его словам, подобный вопрос гипотетически может обсуждаться во время визита Путина в Саудовскую Аравию. «Я допускаю, что российский лидер в этой ситуации мог бы предложить саудовской стороне российские средства ПВО, – сказал Мамедов. – Сейчас ключевая проблема для Саудовской Аравии – это защита нефтегазовой инфраструктуры, поскольку страна зависит от нее».
В нападениях на саудовские нефтяные объекты США обвинили Иран. Причем есть две версии, откуда были произведены атаки, – Ирак и Йемен. Если рассматривать «иракскую» версию инцидента, то можно предположить, что в интересах собственной безопасности Эр-Рияд захочет усилить дипломатическую активность в Багдаде.
Мамедов обращает внимание на то, что Саудовская Аравия уже какое-то время и так активна в Ираке. «Сейчас есть попытки нормализации отношений между двумя странами, – считает эксперт. – Не зря в свое время шиитский лидер Муктада ас-Садр ездил в Эр-Рияд. Тогда были открыты каналы взаимодействия. Сейчас официальный Багдад находится в контакте с Эр-Риядом, с самыми разными центрами влияния в Саудовской Аравии. Развернуть тенденцию на нормализацию в обратную сторону будет очень сложно. Хотелось бы видеть продолжение того тренда, который был намечен, в том, что касается процесса восстановления Ирака, суннитских территорий. Конечно, последствия скандала (вокруг саудовских НПЗ. – «НГ») могут повлиять на саудовско-иракские отношения в негативную сторону. Но, думаю, сторонам удастся прийти к компромиссу».
комментарии(0)