`Лидер «Ликуда» считает себя единственным претендентом на пост главы правительства. Фото Reuters
В Израиле начались переговоры по созданию правящей коалиции. По их итогам выяснится, сохранит ли пост премьер-министра Биньямин Нетаньяху или правительство возглавит лидер победившего на выборах 17 сентября левоцентристского блока «Кахоль-Лаван» Бени Ганц.
Согласно израильскому законодательству, консультации по созданию парламентского большинства начинаются с визитов к главе государства. В воскресенье президента Реувена Ривлина посетили делегаты от блока «Кахоль-Лаван». Затем он пообщался с представителями правой партии «Ликуд», занявшей второе место, Объединенным арабским списком, партией религиозных евреев ШАС и главным возмутителем спокойствия – партией «Наш дом – Израиль».
Именно несговорчивая позиция этой политической силы, ориентирующейся на выходцев из бывшего Советского Союза, привела к двум досрочным выборам в течение года – в апреле и в сентябре.
«Наш дом – Израиль» последовательно срывала коалиционные переговоры. Эта небольшая партия не желала безоговорочно поддерживать своих, казалось бы, естественных идеологических союзников из «Ликуда» Биньямина Нетаньяху. В условиях, когда у правых и левоцентристов было примерно равное количество мандатов, позиция даже маленькой фракции оказывалась решающей.
После выборов 17 сентября по существу повторилась та же патовая ситуация, что была до и после апрельского голосования. Правые и левоцентристы опять имеют примерно равное количество мандатов. У «Кахоль-Лавана» их 33, у «Ликуда» – 31. Всего же у правых партий – 55 мандатов, у левоцентристов – 57. Для коалиции нужен 61.
В этих условиях «Наш дом – Израиль», получивший восемь мандатов, опять может сказать решающее слово. Впрочем, переговоры о коалиции может заблокировать и любая другая малая фракция.
Каждый из важных участников переговоров озвучил свою позицию. Ганц сразу же после публикации данных экзитполов объявил, что готов сформировать широкую либеральную коалицию, в которую бы вошли «Кахоль-Лаван» и «Ликуд». О готовности присоединиться к ней заявил лидер партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман. Премьер-министром в новой коалиции Ганц видит только себя. Этот вариант, однако, не устраивает Нетаньяху. Он заявил на пресс-конференции 18 сентября, что будет настаивать на коалиции из правых и религиозных партий. Премьер-министром в этом случае останется Нетаньяху. Он обвинил Ганца в намерении включить в правящую коалицию арабские партии, хотя лидер «Кахоль-Лавана» такое предложение не озвучивал. Позднее, однако, Нетаньяху изменил свое мнение и все же предложил своему главному оппоненту объединение. Правда, пост премьер-министра в будущей коалиции он все равно намеревался оставить за собой.
Заявления Нетаньяху вызвали резкую реакцию Либермана. Он призвал лидера «Ликуда» «прекратить трюки» и согласиться на широкую коалицию Ганца. Как считает Либерман, Нетаньяху на самом деле ведет страну к третьим за год выборам.
По мнению заведующей сектором ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Ирины Звягельской, идеальным вариантом, конечно, было бы формирование парламентского большинства из «Кахоль-Лавана» и «Ликуда». Однако на пути создания такой коалиции есть много препятствий.
«Дело даже не в отношении к конкретным персоналиям. И Нетаньяху, и Ганц давали определенные обязательства по поводу того, с кем они будут формировать коалиции. И тот, и другой исходили из того, что парламентское большинство будет либо левоцентристским, либо правым. А выяснилось, что коалиции единомышленников ни у «Кахоль-Лавана», ни у «Ликуда» не получится», – сказала она «НГ».
Результаты выборов, считает Звягельская, свидетельствуют о глубоком расколе израильского общества, которое находится в идеологическом кризисе. С одной стороны, влияние правых настроений в стране велико. С другой – есть политическая усталость и от «Ликуда», и от его лидера, который находится в кресле премьер-министра с 2009 года. «Кроме того, и это важнее, в обществе нет ощущения, что Нетаньяху проводит успешную политику. Повестка нынешних выборов была связана больше не с экономикой, а, как водится в Израиле, с вопросами безопасности. Избиратели задают себе вопрос: стало ли жить безопаснее при Нетаньяху? Ответ, который они дают, не всегда бывает положительным. И тут появляется Бени Ганц, бывший глава Генштаба, который, как многим кажется, сможет обеспечить безопасность. С этим связана успешная избирательная кампания «Кахоль-Лавана». Блок собрал максимально возможное количество голосов. А дальше – потолок, электорат правых, которые за левоцентристов не проголосуют в любом случае», – сказала она.
По мнению Звягельской, в ходе переговоров свое слово должен сказать президент страны. «Скорее всего Ривлин заставит израильских политиков поступиться амбициями и принципами и договориться», – заключила эксперт.
комментарии(0)