В Афганистане 28 сентября состоялись президентские выборы. Представляется, что по нескольким причинам эти выборы можно считать успешными и достойными.
Во-первых, в отличие от недавних парламентских выборов, когда по непонятным причинам избирательные участки до обеда оставались закрытыми, в этот раз, как отмечают наблюдатели, все избирательные участки по всей стране, в соответствии с действующим законодательством, открылись ровно в семь часов утра. Причем, в соответствии с внутренним распоряжением, работники Независимой (Центральной) избирательной комиссии (НИК) Афганистана прибыли на свои рабочие места уже в четыре часа утра, с тем, чтобы приготовить все необходимое для приема избирателей и организации голосования надлежащим образом.
Во-вторых, вероятность того, что биометрические устройства учета голосов избирателей могут дать сбой в день голосования, была весьма высока. К счастью, этого удалось избежать: случись такие сбои, и те кандидаты в президенты, которые претендуют на наличие у них высокого уровня поддержки избирателей, наверняка потребовали бы аннулирования результатов выборов. Этого не произошло, следовательно, выборы 28 сентября можно считать успешно проведенными.
Следует отметить – и это, в-третьих – такой немаловажный момент. Если бы в день выборов в Кабуле или других крупных городах страны, таких как Джелалабад, Герат, Мазари-Шариф, Кандагар, в какое-нибудь высотное здание, в котором проживало бы большое количество граждан, проникли хотя бы по четыре террориста-смертника, а операция по их ликвидации затянулась, как обычно, на десятки часов, то в таком случае число желающих принять участие в голосовании заметно бы поредело. Вероятность же того, что выборы в этом случае вообще могли быть признаны недействительными, становилась очень высокой. Однако, благодаря слаженной и жесткой работе афганских силовых структур и, конечно, в какой-то степени не без помощи «его величества везения», подобных трагедий 28 сентября удалось избежать.
В-четвертых, в отличие от президентских выборов 2014 года, а также от проведенных несколько месяцев назад выборов в Волуси джиргу (нижнюю палату национального парламента), пока нет попыток со стороны различных кандидатов разжечь скандалы с обвинениями в фальсификациях и с предъявлением компрометирующих видео-аудио – и фотоматериалов. Наверняка, если бы такой компромат был, то, как и в предыдущие выборы, поднялась бы повсеместная громкая шумиха в СМИ и соцсетях с требованиями отмены итогов голосования или их фундаментального пересмотра.
Более того, в-пятых, в случае подобных скандалов, иностранные наблюдатели (а, как известно, в нынешних политических условиях, в некоторых случаях мнение международных стратегических партнеров Афганистана может сыграть решающую роль) так же могли не вполне позитивно отреагировать на итоги проведенного 28 сентября голосования. Учитывая, что такого развития событий также удалось избежать, субботние президентские выборы можно считать успешными.
Признанные уже состоявшимися выборы 28 сентября, доказывают, что всех вышеупомянутых нежелательных сценариев удалось избежать, а афганцы, причем, не только мужчины, но и женщины, приняли в этих выборах активное участие. Примечательно, кстати, что на этот раз количество жителей южных, юго-восточных и юго-западных районов страны, принявших участие в голосовании, в отличие от предыдущих выборов, было значительно более высоким.
Говоря о минувших выборах, стоит отметить и такой момент, как более высокий, по сравнению с 2014 годом, уровень энтузиазма и уровень оптимистических эмоций, которые наблюдались у сторонников действующего президента Афганистана Мохаммада Ашрафа Гани, который баллотировался на второй срок. В то же время, в конкурирующих с главой государства предвыборных командах подобного энтузиазма, мягко говоря, не наблюдалось.
Представляется, что одной из главных причин отсутствия предвыборного энтузиазма и оптимизма у команд соперников действующего президента было их недальновидное предположение, граничащее с наивной уверенностью в том, что якобы по итогам проводимых в столице Катара – Дохе переговоров между «Талибаном» (организация запрещена в РФ) и спецпосланником Госдепа США по мирному урегулированию кризиса в Афганистане Залмаем Халилзадом, вопрос о выборах в Афганистане будет снят с повестки дня. Они ожидали, что вместо выборов главы государства в Афганистане будет создано временное или переходное правительство с участием талибов, в котором, вероятно, нынешние формальные соперники Ашрафа Гани надеялись найти себе место, получить доступ к властному пирогу. Таким образом, эти оппозиционные силы, фактически, заведомо признавали свое поражение перед командой «Строитель государства» (так называлась предвыборная команда Ашрафа Гани).
Однако политическая ситуация сложилась совсем иным образом. В то время, когда другие партии и предвыборные команды сказочно наслаждались мифическим дележом власти с «Талибаном», не уделяя должного внимания предвыборной гонке, команда действующего президента развернула активную и масштабную агитационную кампанию и работу с населением в поддержку своей программы. Главенствующее место в предвыборной программе Ашрафа Гани занимали такие политические ценности как республиканский строй, демократические права граждан, равноправие женщин и мужчин, свобода слова и др.
Предварительные, неофициальные данные показывают, что команде «Строитель государства» удалось мобилизовать значительную часть избирателей по всей стране в свою пользу, и что команда Ашрафа Гани с достойным отрывом опережает своих главных конкурентов. И это также важный итог президентских выборов 28 сентября.
комментарии(0)