Фото Chris McGrath/Getty Images
Визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ирак официально начинается 7 октября. В Багдаде и Эрбиле шефу российской дипломатии предстоит обсудить ключевые аспекты ближневосточной повестки. Однако поездка министра будет проходить не в самых безопасных условиях: неделю назад в республике начались массовые протесты против ухудшающейся экономической обстановки. Счет погибших перевалил за сотню.
У Сергея Лаврова запланированы встречи с руководством Ирака в Багдаде, а также Курдского автономного района в Эрбиле. Как ранее сообщила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, в ходе бесед стороны обсудят ближневосточную проблематику с упором на ситуацию в Ираке и в Сирии, в зоне Персидского залива, а также обсудят обстановку вокруг Ирана и ситуацию на палестинских территориях. Несмотря на растущие проблемы с безопасностью в Ираке, визит шефа российской дипломатии кажется своевременным. Если судить по лозунгам начавшихся 1 октября протестных выступлений, общественное мнение требует, чтобы страна отказалась от своего прежнего внешнеполитического вектора.
Сами антиправительственные выступления начались в знак протеста против коррумпированности местных властей и бедности. Манифестанты требуют отставки правительства. В ряде районов, включая Багдад, демонстрации обернулись массовыми беспорядками и столкновениями с силами безопасности. В Багдаде, а также городах Эн-Насирия, Эль-Хилла и Эль-Амара был введен комендантский час. В минувшие выходные его отменили. Командование совместными операциями Вооруженных сил Ирака заявило, что обстановка в сфере безопасности находится под полным контролем, однако, по неофициальным данным, счет погибших в результате протестных акций уже перевалил за сотню. Задержанных – свыше 200 человек. AFP сообщало, что 4 октября в Багдаде несколько человек стали жертвами неизвестных снайперов.
Депутатам Совета представителей (парламента) Ирака не удалось 5 октября даже собраться на запланированное заседание для обсуждения требований манифестантов. Работу парламента остановил бойкот, который был анонсирован радикальным блоком «Саирун» и его союзниками. Его лидер – шиитский имам Муктада ас-Садр – потребовал отставки правительства и проведения в стране досрочных выборов. Тем не менее спикер парламента Мухаммед аль-Халбуси встретился с делегацией представителей профсоюзов и протестующих. Он пытался уговорить участников протестных акций прекратить выступления, обещая, что власти выполнят «справедливые народные требования». Впрочем, аль-Халбуси не удалось успокоить манифестантов и профсоюзы – они начали требовать и его отставки.
«Накопившиеся в Ираке проблемы появились не мгновенно, это результат ошибочной политики сменявшихся друг друга кабинетов министров в течение десятилетий, – констатировал глава Иракского Курдистана Нечирван Барзани, комментируя обстановку. – Никакое правительство не сможет решить все эти проблемы в короткие сроки. Для выполнения требований народа необходимы сотрудничество и консолидация всех сил». Барзани призвал манифестантов, а также центральное правительство к сдержанности, подчеркнув необходимость урегулирования. «Необходимо не допустить превращения протестов в акты насилия, столкновения и хаос», – сказал курдский лидер.
Примечательно, что участники акций протеста сделали своей мишенью отношения центрального правительства в Ираке с иранскими властями. Демонстранты выражают недовольство степенью зависимости ряда местных политиков от военной и политической элиты Исламской Республики. Впрочем, недовольство иранским влиянием – это только часть проблемы, говорят в экспертной среде. «Разговор больше о безработице и о том, что правительство никак не может справиться с предоставлением социальных услуг населению, – сказал «НГ» программный координатор Российского совета по международным делам Руслан Мамедов. – Молодежь, которая выходила на улицы, протестует не против Ирана как такового, а против своих политических сил. Конечно, большинство из них связано с Ираном».
Следует обратить внимание на то, что волну недовольства во многом усилило увольнение замглавы иракского Бюро по борьбе с терроризмом Абдул-Вахаба аль-Саади, который считался неподконтрольной каким-либо внешним силам фигурой.
На вопрос, создает ли политическая нестабильность в Ираке сложность для иранских планов в регионе, эксперт отвечает утвердительно. «Можно заключить, что при любом раскладе Иран сохранит свои позиции в стране, – полагает Мамедов. – Иран долгое время серьезно относится к тому, что происходит в Ираке, и занимается проработкой любых контактов, не только на уровне взаимодействия с политической элитой, но и на уровне взаимодействия с населением. В этом плане игнорировать иранский фактор в Ираке просто невозможно. Однако политическая ситуация серьезных проблем не создает, потому что Ирану все равно удастся сохранить свое влияние. Допускаю, что его масштабы уменьшатся в результате этих протестов, но это не факт».
комментарии(0)