Аренда норвежского плавучего терминала Independence обходится Литве в 116 тыс. евро в сутки. Фото Канцелярии президента Литвы
В понедельник в конференц-зале вильнюсского отеля Radisson Blu министры энергетики стран Центральной и Восточной Европы обсудили за закрытыми дверями вопросы «трансатлантического энергетического сотрудничества» с министром энергетики США Риком Перри. Говорилось главным образом о «российской угрозе» и о том, что американский сланцевый газ принесет Европе больше свободы.
Тон дискуссии задал глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, который без обиняков сообщил Перри следующее: «Нам нужны вы в Европе, и нам в Европе нужен ваш американский сланцевый газ; для его дальнейшей транспортировки в Европу мы можем использовать наш терминал в Клайпеде». В ответ американский министр сообщил, что строящиеся российские газопроводы «позволят Москве до конца десятилетия прекратить транзит газа через Украину, а осуществление проекта «Северный поток – 2» нанесет сокрушительный удар по энергетическому разнообразию и безопасности Европы, что увеличит влияние России на внешнюю политику Евросоюза, а сама Европа станет более уязвимой из-за возможных перебоев с поставками газа». По словам Перри, только американский газ «даст Европе больше свободы и конкуренции».
Главные задачи, стоящие перед Литвой в плане «энергетической политики», включают отказ от поставляемого «Газпромом» природного газа и полную его замену на дорогой сжиженный природный газ (главным образом из США); недопущение на внутренний рынок дешевой электроэнергии с Островецкой АЭС в Белоруссии; полный выход из «серой зоны» (так власти называют «энергетическое кольцо» БРЭЛЛ, по первым буквам «Беларусь–Россия–Эстония–Латвия–Литва») и синхронизация работы энергосистем в «цивилизованном» европейском окружении.
При этом в Вильнюсе умалчивают, что аренда плавучего терминала Independence у норвежской фирмы Hцegh LNG обходится литовским налогоплательщикам в 116 тыс. евро в сутки (что удорожает газ на 25%), а мощность (4 млрд куб. м в год) в 1,5 раза превышает годовую потребность Литвы в природном газе (2,7 млрд куб. м). По истечении 10-летнего срока аренды (Литва выплатит за это время 520 млн евро) правительство вправе выкупить Independence; при этом не афишируется, что рыночная стоимость нового судна не превышает 220 млн, а с учетом амортизации – 150 млн евро. Тем не менее размер кредита с целью выкупа Independence госкомпанией Klaipedos nafta под гарантии государства составит аж 308 млн евро.
Самое интересное, однако, состоит в том, что через арендуемый у норвежцев терминал в Литву поступает не «хороший» американский или норвежский, а, наоборот, «нехороший» российский газ. Только в этом году в Клайпеду прибыло 18 небольших грузов из Высоцка, а в начале сентября с терминала Montoir во Франции пришла крупная (138 тыс. куб. м) партия, закупленная у НОВАТЭКа. В связи с этим член Сейма консерватор Лауринас Кащюнас уже заявил, что «покупая газ у НОВАТЭКа, Литва финансирует связанных с Путиным олигархов».
Литве не удалось убедить Латвию и Эстонию в придании терминалу статуса регионального (что позволило бы претендовать на финансовую поддержку ЕС); вместо этого операторы газовых сетей Латвии, Эстонии и Финляндии (Baltic Grid, Elering и Gasum) объявили о создании в 2020 году «общего рынка газа» (без участия в нем Литвы) и строительстве газопровода Balticconnector из Финляндии в Эстонию за 287 млн евро (из которых 206 млн будет получено из фондов ЕС).
Так как Латвия и Эстония (в отличие от Литвы) намерены импортировать электроэнергию с находящейся всего в полусотне километров от Вильнюса Островецкой АЭС (запуск 1-го энергоблока станции, которую в Вильнюсе считают «проектом Кремля, направленным против энергобезопасности Литвы и всего ЕС», намечен на конец 2019 года), президент Литвы Гитанас Науседа выразил надежду, что эксперты смогут убедить его коллег в Риге и Таллине в «геополитической вредности» такого решения.
Вильнюс
комментарии(0)