Нарендра Моди получил ценный подарок cо своим портретом из рук Си Цзиньпина. Фото Reuters |
Отношения двух азиатских гигантов долго омрачало острое соперничество. В начале 1960-х годов оно вылилось в краткосрочную войну, впоследствии в поддержку мятежников на территории соседа, затем в споры о торговле.
В своих странах Си и Моди представляют собой доминирующих лидеров такого масштаба, какого не было в течение многих десятилетий. Но на встрече в Ченнаи, крупнейшем порту на восточном побережье Индии, и в соседнем историческом городе Мамаллапурам они внимательно выслушали друг друга и в определенной мере нашли общий язык.
Как отмечает New York Times, Китай стремится удержать Индию от дальнейшего сближения с США. А Индия хочет, чтобы КНР сбалансировала торговый обмен, который сводится с перевесом в пользу Китая примерно в 60 млрд долл. ежегодно.
Еще одна сфера разногласий – споры о прохождении линии границы. В 2017 году этот спор вылился в противостояние воинских частей высоко в Гималайских горах. К счастью, оно закончилось без единого выстрела. И Пекин и Дели сознают, что хорошие взаимоотношения могут способствовать реализации планов, нацеленных на то, чтобы Индия и Китай стали ведущими мировыми державами.
По словам первого заместителя министра иностранных дел Индии Виджая Гокхале, председатель КНР заявил, что Китай готов предпринять шаги, чтобы сократить дефицит. Решено создать группу чиновников высокого уровня. С индийской стороны ее возглавит министр финансов Нирмала Ситараман, с китайкой – вице-премьер Ху Чуньхуа. Индийцы надеются благодаря этому механизму получить доступ на китайский рынок для своих лекарств-дженериков и IT-компаний. Как передает агентство Reuters, Китай, в свою очередь, убеждал Индию не поддаваться нажиму США и принять предложение китайской телекоммуникационной корпорации Huawei создать в Индии сеть 5G.
Гокхале сказал, что вопрос Кашмира не обсуждался. Но Reuters передает, что Си предложил расширить сотрудничество в области обороны в районе Кашмира и тем самым укрепить взаимное доверие. Если Китай действительно выдвинул такую инициативу, то это был бы значительный шаг к разрядке. Ведь Индия втянута в многолетний ожесточенный спор из-за Кашмира с Пакистаном, фактически младшим партнером КНР.
После того как Дели удалил из Конституции статью, наделявшую индийскую часть Кашмира особым статусом, Пакистан стал обвинять индийцев в притеснении мусульман и даже геноциде. Премьер-министр Пакистана Имран Хан заговорил о возможности ядерной войны.
Пекин, судя по заявлениям его представителей, готов оказывать Пакистану дипломатическую поддержку, но отнюдь не жаждет ввязываться в военный конфликт. А ведь у Китая есть, как и у Пакистана, претензии на часть Кашмира. Имеется в виду его северная высокогорная часть – Аксай Чин. Китайцы проложили там шоссейную дорогу в Пакистан.
Тем не менее, судя по сообщению британской газеты Express, Пекин и Дели, как представляется, решили урегулировать конфликт между ними в регионе. А в Пакистане это событие будет воспринято как предательство со стороны Китая.
В беседе с «НГ» Винай Шукла, редактор-консультант журнала India Strategic, сказал: «Было бы хорошо, если бы, как говорят индийские чиновники, в отношениях между двумя странами началась новая глава. Разногласия по границе не исчезли. Но можно с удовлетворением отметить, что в течение долгого времени ни одного выстрела не было сделано. И когда на каком-то участке начинается противостояние, то вопросы решают командиры на месте. С другой стороны, раздражители остались. Кашмир – по-прежнему болевая точка. Что касается торговли, то сбалансировать ее будет очень трудно».
Действительно, сразу поле завершения встречи с Моди Си Цзиньпин отправился в Непал, горную страну, за контроль над которой Индия и Китай борются не один год. В руках Индии находятся все важнейшие торговые пути, связывающие Непал с внешним миром. Катманду хочет уменьшить эту зависимость. И китайский проект «Один пояс – один путь» тут оказался очень кстати. Китайцы помогли построить или улучшить шоссейные дороги, аэропорты, электростанции. На очереди – строительство железной дороги, связывающей Катманду с китайским Тибетом.
комментарии(0)