Небо Абу-Даби окрасилось в цвета российского триколора. Фото Reuters
Ближневосточное турне Владимир Путин завершил посещением Объединенных Арабских Эмиратов, куда прибыл из Саудовской Аравии. В Абу-Даби президент РФ обсудил вопросы двустороннего сотрудничества на переговорах с фактическим правителем ОАЭ наследным принцем Мухаммедом аль-Нахайяном.
Встреча российской делегации в Абу-Даби поразила журналистов своей оригинальностью. Кортеж Путина во дворец «Каср аль-Ватан» сопровождали машины с мигалками, раскрашенные под цвет автомобилей российской полиции. На них было даже написано «ДПС» кириллицей.
Позднее полицейских сменил конный кортеж: одетые в традиционную арабскую одежду всадники на белых и гнедых конях, держали в руках флаги двух стран. Истребители ВВС ОАЭ в честь визита Путина нарисовали в небе российский триколор. Теплый прием не омрачил даже оркестр во дворце. Музыканты не попали в ноты, и российская делегация вместо привычного гимна РФ услышала причудливую незнакомую мелодию.
Необычным был и главный собеседник Путина. Президент ОАЭ эмир Абу-Даби Халифа аль-Нахайян в 2014 году перенес инсульт и с тех пор почти не появляется на публике. Поэтому переговоры с российским лидером вел наследный принц Абу-Даби Мухаммед аль-Нахайян, являющийся главнокомандующим Вооруженными силами ОАЭ и фактическим правителем всей страны.
Экономическая повестка в ходе переговоров доминировала. «Это объяснимо, так как ОАЭ – крупный торговый партнер нашей страны. Взаимный товарооборот достигает 2 млрд долл. в год – в два раза больше, чем с Саудовской Аравией. Активно развивается туризм – особенно после того, как ОАЭ ввели в 2017 году визовые послабления для россиян. Теперь российские туристы получают визу прямо по прилете в Эмираты. В целом у России с ОАЭ традиционно достаточно ровные отношения, без особых разногласий и конфликтов», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Владимир Исаев.
В ходе переговоров в Абу-Даби был подписан ряд документов. В частности, Росатом и Корпорация по атомной энергии ОАЭ заключили меморандум о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. На территории эмирата Абу-Даби строится первая в стране атомная электростанция. Ожидается, что первый пуск энергоблока АЭС «Барака» состоится в 2020 году. Россия станет поставщиком ядерного топлива для этой атомной электростанции.
В числе подписанных в Абу-Даби договоренностей – концессионное соглашение между ЛУКОЙЛом и Национальной нефтяной компанией эмирата Абу-Даби об участии России в разработке газового месторождения «Гаша». Для ОАЭ это очень важный как с экономической, так и с политической точки зрения проект. Разработка месторождения «Гаша», находящегося у побережья Абу-Даби, должна покончить с зависимостью страны от импорта природного газа, в первую очередь из Катара.
С этим государством у ОАЭ сложные отношения. Эмираты входят в число монархий Персидского залива, объявивших в 2017 году блокаду Катара. Правда, за последний год оба государства сделали шаги навстречу друг другу. Так, в марте они договорились о совместной разработке шельфового нефтяного месторождения «Эль-Бундук».
Важность переговоров с ОАЭ заключается в том, что эта страна способна сыграть серьезную роль в разрешении многих ближневосточных конфликтов, отметил Исаев. «Эмираты тесно взаимодействуют с Саудовской Аравией. Но при этом ОАЭ не разрывали отношения с Ираном, торгуют с ним и, следовательно, могут быть мостом между Тегераном и монархиями Персидского залива», – сказал эксперт.
Он также напомнил, что ОАЭ и Саудовская Аравия обладают большим весом в Лиге арабских государств. Две эти страны были первыми, разорвавшими в 2011 году дипломатические отношения с Сирией. Теперь без согласия ОАЭ и Саудовской Аравии невозможно хотя бы частично снять изоляцию официального Дамаска в арабском мире.
По мнению Исаева, помимо сирийского и иранского на переговорах Путина и Мухаммеда аль-Нахайяна обсуждался йеменский вопрос. ОАЭ – участница арабской коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, которая ведет боевые действия против йеменских хуситов. «Ясно, что войну в Йемене нужно каким-то образом заканчивать, потому что совершенно очевидно, что от ее продолжения проигрывают все, в том числе ОАЭ», – полагает Исаев.
За российским президентом внимательно следили и авторы отечественных общественно-политических Telegram-каналов, которые предлагали свои оценки значения и последствий вояжа. «По всему видно, что от государственного визита Путина в Саудовскую Аравию ждут значительных результатов в развитии двустороннего сотрудничества, - пишет «Темник». - И, судя по всему, основания для этого имеются. В предшествовавшем визиту интервью трем арабским телеканалам обратили на себя внимание один короткий и прямой вопрос и такой же лаконичный ответ. Вопрос был: имеют ли российские спецслужбы, пользующиеся заслуженным авторитетом и известные своим профессионализмом, информацию о том, кто в действительности нанес ракетные удары по саудовскому нефтеперерабатывающему гиганту. Ответ: представьте себе, нет. На языке дипломатии такой ответ вполне может означать: информация имеется, но удар нанес тот, чье имя называть нельзя. Зато, сохранив конфиденс, можно конвертировать плоды работы разведки в выгодные контракты».
«Адекват» считает, что главные сенсации «саудовского визита» еще впереди, но и он, и еще ситуация с «Северным потоком», и происходящее в Сирии свидетельствуют: «в кои веки на внешнем фронте козырей у нас полный рукав. Полнее не бывало как бы не со времен матушки Екатерины. И этот полный рукав, выражаясь словами одного екатерининского персонажа - от умения, а не от везения».
комментарии(0)