Спикер парламента Али Лариджани подверг критике ЕС за отсутствие практических шагов для спасения СВПД. Фото с сайта www.icana.ir
Иран продолжает осуждать Европейский союз, который не помогает Тегерану обойти санкции США, которые к тому же проводят кибератаки на Исламскую Республику. В начале ноября Иран сделает очередной шаг по выходу из ядерной сделки, но окончательно соглашение не разорвет до результатов президентских выборов в США 2020 года, считают эксперты.
Спикер Исламского консультативного совета (парламента Ирана) Али Лариджани на встрече с премьер-министром Сербии Аной Брнабич раскритиковал Евросоюз в связи с тем, что европейские страны до сих пор не приняли однозначного решения об участии в механизме дедолларизации и обхода американских санкций INSTEX.
На данный момент INSTEX используется лишь для обеспечения населения лекарствами, медицинским оборудованием и сельхозпродукцией, но не позволяет Ирану продавать нефть.
Однако продолжением действий санкций проблемы Тегерана не ограничиваются. В среду стало известно, что США провели кибератаку против Ирана из-за нападения в сентябре дронов на саудовские НПЗ, в котором Вашингтон обвинил Тегеран. Эту информацию агентству Reuters передали два американских чиновника. Один из них уточнил, что кибератака была направлена на ограничение способности Ирана распространять пропаганду.
Пентагон комментировать информацию отказался. Министр информационно-коммуникационных технологий Ирана Мохаммад Джавад Азари Джахроми опроверг информацию. При этом о рассмотрении администрацией Трампа возможноcти проведения кибератаки по иранским нефтяным объектам еще 17 сентября сообщал телеканал NBC News.
В Белом доме, в свою очередь, обвиняют Иран в регулярном нарушении кибербезопасности. Как передает Reuters, группа хакеров, якобы связанных с правительством Ирана, в октябре попыталась взломать электронные адреса, имеющие отношение к предвыборной кампании президента Дональда Трампа.
Кибератака как вариант борьбы имеет очевидные преимущества: без убийств и физического ущерба можно нанести ощутимый урон функционированию той или иной компании либо целого государства. Скрытый и относительно «цивилизованный» характер хакерской атаки может сделать ее ключевым оружием в противостоянии политических сил и государств, которые стремятся избежать прямого боевого столкновения, и Иран с США здесь не являются исключением.
И все-таки ключевой проблемой Ирана является обход санкций США, значительно ослабляющих экономику страны и угрожающих ее гражданам нищенским существованием. Однако пока Европа не собирается идти навстречу Ирану после инцидента 14 сентября и последовавшего признания лидерами Великобритании, Германии и Англии тегеранского следа в этой истории.
Между тем по плану в начале ноября Тегеран снова может снять с себя очередные обязательства по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВДП), что станет уже четвертым шагом, и пока вероятность такого развития событий крайне высока. Как сказал «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин, когда Трамп объявил о выходе США из СВПД и возобновлении санкций в отношении Ирана, европейские страны сразу выступили против, и INSTEX как раз являлся одной из главных форм решения этой проблемы. «Однако эта программа сталкивалась со множеством трудностей и касалась в основном тех товаров, которые не находились под санкциями США, то есть практически не работала. Чиновники в Европе не могли приказать своим компаниям работать с Ираном, а бизнес не хотел сталкиваться с американским санкционным произволом. Президент Франции Эмманюэль Макрон предложил спасательный круг для СВПД, но после летней танкерной войны и ударов по нефтяным объектам в Саудовской Аравии мнение европейцев изменилось, они верят, что эти события являются происками Ирана, и не собираются что-либо предпринимать против американских действий».
Несмотря на то что четвертый этап отхода от положений СВПД скорее всего начнется, Тегеран, по мнению эксперта, очень надеется на проигрыш Трампа на президентских выборах 2020 года и последующую возможность договориться с Вашингтоном. Поэтому полного выхода Ирана из ядерной сделки пока ждать не следует. Но судьба соглашения все еще висит на волоске, и вероятность его окончательного разрыва становится все выше.
комментарии(0)