Фото Fatemah Bahrami/Anadolu Agency via Getty Images
В Иране растет разочарование «ядерной сделкой», которая была заключена в 2015 году. За четыре года количество тех, кто поддерживает договор, впервые снизилось до показателя в менее чем 50% – об этом свидетельствует опрос, проведенный Центром исследований международных отношений и безопасности в Мэриленде совместно с IranPoll. В Иране падают рейтинги и президента, работавшего над сделкой. В экспертной среде считают это признаком усиления в стране сторонников «ястребиной» политики.
На сегодня число иранцев, которые одобряют подписание «ядерного» соглашения, снизилось до 42%. В августе 2015 года этот показатель в аналогичных опросах Центра исследований международных отношений и безопасности в Мэриленде и консалтинговой компании IranPoll достигал 85%. Только 12% опрошенных сейчас говорят, что решительно поддерживают сделку. Около 59% респондентов высказались за то, что Иран должен покинуть это соглашение – Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) – сейчас. Три четверти опрошенных заявили, что поддержат новые переговоры с США на многосторонней основе, если они вернутся в СВПД. А 51% иранцев одобрят переговоры с США один на один.
Командующий силами «Кудс» в составе Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Касем Сулеймани – самый популярный в руководстве Ирана: 8 из 10 респондентов относятся к нему положительно. Видно, что иранцы питают симпатии и к главе судебной системы Ибрагиму Раиси, который проиграл нынешнему президенту Хасану Рухани на выборах 2017 года. Две трети смотрят на Раиси с одобрением. На его фоне сам Рухани теряет позиции: к нему относятся положительно чуть менее половины опрошенных (42%). Только 11% иранцев решительно поддерживают своего президента, в то время как в 2015 году в пользу этого говорили свыше 60%. Слабеют позиции и его сторонника – главы МИДа Мохаммада Джавада Зарифа. Рейтинг его одобрения – 67%, хотя решительную поддержку ему выказывают только 26% – против 56% в 2015 году.
Рухани и Зариф, как известно, считаются членами условно-реформаторского лагеря. Если взглянуть на социологическое исследование, которое проводилось теми же учеными в 2017 году – на фоне президентских выборов в республике, станет понятно, что в действующем лидере видели человека, который может улучшить отношения Ирана с другими государствами. Но тенденцию на постепенное снижение его популярности исследователи тогда увязывали с безработицей в Исламской Республике. Шесть из 10 опрошенных говорили, что именно Рухани не удается победить проблему с рабочими местами. Большинство (8 из 10 опрошенных) в 2017 году говорило, что сокращение безработицы должно стать приоритетом президента на ближайшие четыре года.
Что касается нынешнего опроса, подавляющее большинство поддерживает новую политику правительства, которая сводится к постепенному отказу от ряда обязательств в рамках СВПД и разрыву соглашения – в том случае, если другие страны не станут предпринимать усилий. Исследователи признают: новая тактика Тегерана более популярна, чем тактика ожидания. Несмотря на то что четверть опрошенных положительно оценивает европейские усилия по созданию каналов торговли с Ираном, очевидное большинство считает, что такие попытки на самом деле остаются только на бумаге. Интересен и другой момент. Четверо из пяти опрошенных сказали, что деятельность КСИР, который участвует в военных операциях Ирана за рубежом, в целом сделала Иран более безопасным. Этот показатель вырос с мая.
Исследование проводилось по телефону в апреле, мае, августе и октябре. Погрешность составляет 3,1%. Несмотря на то что точность подобных опросов – в странах с закрытым типом общества, – как правило, вызывает скепсис, они представляют определенный интерес. Считается, что опросы в таких местах, как Иран, нужны для понимания основных тенденций. В данных Центра исследований международных отношений и безопасности в Мэриленде и консалтинговой компании IranPoll интересно снижение поддержки СВПД и отказ от любого нового соглашения, которое США хотят предложить как альтернативу «ядерной сделке» 2015 года. Удивительно и то, что сейчас Япония вызывает наибольшее одобрение среди иранцев (70%), за ней следуют Китай (58%) и Россия (57%).
В вашингтонском «Атлантическом совете» (деятельность в РФ признана нежелательной) считают, что результаты говорят о взглядах иранского общества на некоторые политические фракции. «Опрос, похоже, действительно отражает усиление поддержки так называемых сторонников жесткой линии, – заявила «НГ» глава инициативы «Будущее Ирана» в «Атлантическом совете» Барбара Славин. – Это естественно, учитывая разочарование в СВПД. В то же время обнадеживает то, что много иранцев поддерживают новые переговоры с США – как на двусторонней основе, так и в многонациональном формате, если Америка снова поддержит соглашение». Эксперт обращает внимание и на важную деталь в опросе: сохранение членства Ирана в Договоре о нераспространении ядерного оружия поддерживают три четверти респондентов. «Это означает, что Иран никогда не сможет разработать ядерное оружие», – заключает Славин.
комментарии(0)