Борис Джонсон все еще уверен, что Британия выйдет из ЕС 31 октября. Фото Reuters
В понедельник парламент Соединенного Королевства продолжит обсуждение проблемы брекзита. Картина еще больше осложнилась после того, как большинство членов Палаты общин отвергло в субботу попытку правительства добиться одобрения проекта сделки, согласованного им с Евросоюзом и предусматривавшего завершение процедуры развода до 1 ноября. Это новый зигзаг в борьбе, расколовшей страну после референдума 2016-го. Глава кабинета Борис Джонсон заявил, что продолжит подготовку к выходу из ЕС по намеченному им графику.
Пути брекзита остаются непредсказуемыми. Настоящей головоломкой для руководства ЕС стали три письма, полученные от Джонсона. В «официальном письме» председателю Европейского совета Дональду Туску он просил отсрочить выход Британии из ЕС.
Направить этот документ Джонсона обязывал закон, принятый в сентябре парламентом. Но премьер не поставил под документом своей подписи. По существу, это было не письмо, а фотокопия составленного законодателями послания.
Второе письмо было направлено от имени посла Британии в ЕС. Это было разъяснение, в котором говорилось, что «официальное письмо» послано только потому, что таково требование принятого Палатой общин закона.
Но в личном письме, подписанном премьером, излагалась его позиция, коренным образом отличавшаяся от того, что говорилось в двух других документах. Как сообщает Guardian, Джонсон предупреждал ЕС о «разъедающем воздействии» длительной отсрочки брекзита. Это нанесет ущерб интересам и Соединенного Королевства, и его партнеров в ЕС.
Парламент «упустил возможность» ускорить процесс ратификации. Тем не менее Джонсон выразил уверенность в том, что к 31 октября закон о брекзите будет принят.
Что же дальше? Чиновники в Брюсселе говорят, что на просьбу об отсрочке, содержащуюся в официальном письме, будет скорее всего дан положительный ответ, несмотря на то что премьер-министр выразил сомнение в целесообразности такого шага. Послы всех 27 стран ЕС должны были собраться в минувшее воскресенье для обсуждения ситуации. Но Европейский парламент ратифицирует сделку только после того, как ее одобрит Палата общин.
Британская пресса по-разному оценивает итоги дебатов в Вестминстере в субботу. Одни газеты изображают Джонсона как стойкого бойца, дающего отпор «подрывникам» решения о брекзите, другие – как главу кабинета, потерпевшего унизительное поражение. Observer, напечатав на первой полосе фотографию мощной демонстрации в центре Лондона, требовавшей договоренности с ЕС, утверждает, что планы премьера породили полный хаос. Mirror придерживается аналогичной линии, предсказывая, что «после того, как Бориса побили», парламент снова проведет голосование в понедельник.
Но Sunday Telegraph хвалит Джонсона за отказ подписать просьбу об отсрочке. Оказывается, премьер прямо заявил: «Это не мое письмо». Комментатор газеты, традиционно поддерживающей консерваторов, утверждает: «Парламентарии нашли еще один предлог, чтобы продолжить агонию нации».
Daily Mail вышла под шапкой на первой полосе «Палата дураков». В этом отразилось отношение газеты к решению части консерваторов и лейбористской оппозиции провалить инициативу премьера и тем самым покончить с чувством фрустрации, которое испытывает страна.
Между тем соратники премьера в кабинете полны уверенности, что у него наберется достаточно голосов, чтобы пробить через парламент сделку. «Мы, кажется, имеем достаточное количество голосов и добьемся успеха на следующей неделе», – сказал Би-би-си министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб. Возможно, такому настрою министра способствовало выступление диссидента-тори Оливера Летуина, который своей поправкой к предложению премьера пустил его под откос.
За сделку в том виде, в каком ее представил Джонсон, проголосовало 306 человек, против – 322. Теперь, когда его поправка принята, Летуин готов проголосовать вместе с членами кабинета. Но Лейбористская партия, по крайней мере ее руководство, твердо выступает за проведение второго референдума по брекзиту.
В беседе с «НГ» Елена Ананьева, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, отметила: «Джонсон и его противники используют всякие лазейки в законодательстве для того, чтобы обеспечить победу своей позиции. Премьер формально направил послание в Брюссель с просьбой об отсрочке. Но фактически просит ее не предоставлять. И что у кого в рукаве еще спрятано, стороны друг другу не объявляют».
Проблема в том, что у Джонсона нет большинства. Мало того, что он два десятка депутатов-консерваторов из собственной партии выгнал. Но они в принципе готовы голосовать за сделку. И готовы голосовать несколько перебежчиков от Лейбористской партии, хотя никто не знает точно, каково это число.
10 депутатов Демократической юнионистской партии – ольстерских юнионистов будут голосовать против соглашения. «Ведь Джонсон пожертвовал интересами ольстерских юнионистов. Они говорят, что на всей территории Великобритании должен быть одинаковый режим. Не может быть у Северной Ирландии особого статуса. А фактически подготовленная сделка такой статус допускает. Юнионисты опасаются ползучей «аннексии» со стороны Республики Ирландия. То есть сегодня ситуация выглядит столь же запутанной, как и до голосования в минувшую субботу», – заключила Ананьева.
комментарии(0)