Тысячи человек вышли протестовать на улицы Бейрута. Фото Reuters
В понедельник истек 72-часовой ультиматум, который премьер-министр Ливана Саад Харири определил для своих партнеров по правящей коалиции, чтобы договориться о реформах, способных предотвратить экономический кризис. При этом глава правительства дал понять, что в противном случае он сам может подать в отставку.
По сообщениям информационных агентств, Ливан балансирует на грани экономического и политического кризисов после того, как в стране в минувший четверг вспыхнули самые массовые за последние 10 лет антиправительственные акции протеста.
Все началось в Бейруте. Жители ливанской столицы перекрывали улицы, поджигали автомобильные шины, забрасывали полицию камнями. Пострадали не менее 50 сотрудников сил безопасности и 70 протестантов. Ливанский Красный Крест сообщает о 64 раненых и более 500 больных, которые не смогли добраться до больниц из-за перекрытых улиц. В ливанской столице силы правопорядка вместе с армейскими подразделениями применяют слезоточивый газ и водометы.
Причиной беспорядков послужило недовольство ливанцев захлестнувшей страну коррупцией в высших эшелонах власти, ростом цен, в том числе на сигареты, и планами правительства повысить налоги, включая плату за телефонные звонки по WhatsApр. От последней инициативы правительство Харири быстро отказалось, однако беспорядки охватили и другие ливанские города. Демонстранты требуют не только экономических преобразований, но и глобальной политической реформы. Многие ливанцы убеждены в том, что нынешняя государственная политическая система устарела и является главной причиной кризиса.
Еще в сентябре в стране было объявлено чрезвычайное экономическое положение. Ливан, принявший с 2011 года полтора миллиона сирийских беженцев, имеет третий по величине в мире госдолг по отношению к ВВП (150%), который неподъемным бременем лежит на экономике. В течение семи лет правительство действовало без утвержденного госбюджета. В то же время международные финансовые структуры готовы выделить помощь в размере 11 млрд долл., но только после утверждения госбюджета, включающего в себя ряд экономических реформ.
Сразу после начала беспорядков в Ливане нашлись политические силы, готовые оседлать в своих целях протестное движение. О выходе из правительственной коалиции объявил Самир Джааджаа, лидер партии христиан-маронитов «Ливанские силы», которым принадлежали четыре министерских портфеля, а также вице-премьер Гассан Хассбини. Более того, Джааджаа, известный своими старыми связями с Израилем, заявляет о том, что Саад Харири и действующий под его началом кабинет министров не в состоянии решить острые экономические проблемы.
Наблюдатели также обращают внимание на появившиеся в последнее время в местных СМИ материалы, рассказывающие о том, какие баснословные суммы денег якобы тратит долларовый миллиардер Харири на любовниц. Деньги, правда, принадлежат ему лично, тем не менее авторы подобных публикаций как будто специально подогревают настроения в обществе, указывая, что такие расходы делаются в условиях, когда многие ливанцы едва сводят концы с концами.
В то же время многие политики, руководители политических партий и движений в Ливане выступают в поддержку Харири. Среди них духовный лидер «Хезболлы» Хасан Насралла. По сообщению Reuters, он выступает против отставки правительства, поскольку считает, что в сложившихся условиях страна не может позволить себе такую роскошь, как отсутствие постоянного кабинета министров. На стороне Харири и ливанский президент христианин-маронит Мишель Аун.
В связи с этим ряд наблюдателей отмечают, что не только внутриполитическая ситуация, но и положение на внешних рубежах Ливана остается крайне напряженным. Вряд ли между Ливаном и Израилем снова начнется прямой военный конфликт. Тель-Авив, по мнению ведущего научного сотрудника ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Александра Фролова, вряд ли в этом сейчас заинтересован. А вот саудовский след в ливанской истории явно читается. Эр-Рияд, так же как и его верный сателлит Манама, уже не только заявил, что его гражданам все-таки лучше держаться подальше от Бейрута, но и отрапортовал о том, что сумел убедить несколько сотен своих подданных отправиться домой из Ливана.
Саудовцы никак не могут успокоиться, что Ливан попал в зону шиитского влияния, является частью шиитского пояса, и потому в Эр-Рияде были бы не прочь дестабилизировать в этой стране обстановку. В 2018 году у саудовцев такая попытка закончилась полным провалом.
События в Ливане могут коснуться и интересов российских геолого-разведочных и нефтегазовых компаний, работающих в этой стране в рамках нескольких совместных проектов, в том числе и по шельфовым месторождениям.
комментарии(0)