Борис Джонсон уверен в победе тори на предстоящих выборах. Фото Reuters
Палата общин одобрила предложение правительства провести 12 декабря досрочные выборы, на которых главной темой станет выход страны из ЕС. Борису Джонсону удалось преодолеть колебания в партии тори, перетащить на свою сторону часть оппозиции и покончить с параличом парламента. Ряд газет называют это его личной победой. Тем более что пока опросы дают консерваторам внушительный перевес над лейбористами. Но многие избиратели не определились.
В английском политлексиконе призвать к проведению внеочередных всеобщих выборов – значит предложить «обратиться к стране» за ответом на жгучие вопросы. Поcле трех попыток Джонсону удалось провести через нижнюю палату такое обращение.
«Нам не осталось иного выхода, кроме как обратиться к стране, чтобы вырваться из этого тупика», – заявил он. Пытаясь объединить Консервативную партию, Джонсон вернул в ее лоно 10 из 21 депутата, ранее исключенных за непослушание.
Как пишет Guardian, в итоге предложение о досрочных выборах собрало в палате 438 мандатов, против проголосовали только 20 человек. Раньше о таком результате премьер мог только мечтать.
Столь резкий поворот предопределило изменение позиции лидера лейбористов Джереми Корбина, который раньше противился досрочным выборам. Но во вторник Корбин заявил, что они дадут единственный при нынешнем поколении шанс преобразовать страну. Он призвал избирателей изгнать с насиженных мест консерваторов, которые думают, что рождены для того, чтобы править государством.
Так что же теперь ожидает Соединенное Королевство? В беседе с «НГ» Андрей Остальский, независимый журналист, работающий в Британии, сказал: «Борис Джонсон добился того сценария, который с самого начала был для него оптимальным. Понятно, что на выборы надо было идти обязательно. Но для Джонсона гораздо выгоднее идти на них в качестве защитника чаяний масс, которые просто устали от брекзита и хотят, чтобы все это поскорее закончилось».
Другой какой-то программы Джонсон не успел разработать, но именно репутация яркого и абсолютно убежденного сторонника радикального разрыва с Европой привела его в кресло премьер-министра и лидера Консервативной партии. Только на этой платформе он может чувствовать себя уверенным в предстоящей победе. По крайней мере опросы показывают очень большой, в 15–16%, отрыв консерваторов от лейбористов. Именно брекзит позволяет тори иметь такое преимущество. Правда, колоссальную роль играет и личная непопулярность Корбина. Пожалуй, ни один лидер оппозиции не был в истории Британии столь непопулярен, как Корбин, считает Остальский.
Джонсон близок к заветной цели: получить должность не просто премьер-министра, но премьер-министра, опирающегося на прочное большинство в Палате общин. Циники, впрочем, говорят, что для него брекзит – это не цель, а средство. Но публика, поясняет эксперт, все воспринимает иначе. По крайней мере самые убежденные сторонники выхода из ЕС считают, что нашли своего человека.
Тем не менее нельзя исключить, что опросы дают неточную картину. «Тогда опять получится «подвешенный парламент». Придется формировать коалиции. И консерваторы будут вновь вынуждены обращаться за поддержкой к Демократической юнионистской партии Северной Ирландии. А ведь между юнионистами и тори пробежала большая черная кошка. Юнионисты отказываются поддерживать то соглашение, которое Джонсон заключил с ЕС, – напомнил Остальский. – С другой стороны, страшный разброд царит и в оппозиции. Либерал-демократы заявили, что не пойдут ни на какие коалиции. Шотландская национальная партия откровенно преподносит предстоящие выборы чуть ли как не очередной референдум в пользу независимости Шотландии. Эти шатания не дают оснований предполагать, что сколь-либо прочная правительственная коалиция может быть сформирована на базе оппозиционных партий, даже если они смогут выступить на выборах гораздо лучше, чем показывают опросы».
А опросы действительно имеют свойство вводить в заблуждение. Два года назад премьер Тереза Мэй, рассчитывая на большой успех, объявила досрочные выборы. Однако тори потеряли на них ряд мест и лишились большинства в палате. Это и стало причиной ее паралича.
Британцы в последний раз избирали парламент в декабре в 1923 году. Время для агитации неподходящее. Многие уезжают в отпуска, темнеет рано, так что активистам нелегко растолковывать прохожим на улице лозунги своих партий или даже разглядеть, кому же стоит вручить буклет. Одно утешение – выборы будут проходить под звон рождественских колокольчиков, подбадривает читателей газета Metro.
комментарии(0)