Фото GettyImages
Иранский и сирийский порты Имам Хомейни и Латакия соединят железной дорогой через территорию Ирака. Об этом сообщило Министерство транспорта Сирии. Несмотря на заявления об экономическом значении проекта, его реализация может иметь и геополитическое измерение. Есть гипотеза, что это не только поможет Ирану игнорировать санкции США, но и обеспечит его военное присутствие у Средиземного моря.
Побережье Сирии и Ирана в перспективе будет соединено железнодорожными путями. В Дамаске подтвердили, что амбициозный инфраструктурный проект находится на стадии разработки. Финансирование строительства будет вестись из иранского бюджета, уточняют в сирийском Министерстве транспорта. Железнодорожная система свяжет, помимо этого, Латакию с иракским портовым городом Басра.
Трансграничный проект обсуждался в течение нескольких лет. В апреле этого года компания «Иранские железные дороги» подтвердила, что строительство участка путей между иранским городом Шеламче и Басрой по-прежнему находится в процессе. Для того чтобы ускорить работу, финансирование иракской ветки взяло на себя руководство Ирана.
Тенденцию на расширение иранского экономического влияния в прибрежных районах Сирии ранее проиллюстрировали переговоры Тегерана с официальным Дамаском о передаче под иранское управление порта в Латакии. О деталях сделки известно мало. В этом контексте стоит рассматривать и ирано-сирийский меморандум о взаимопонимании, который предполагает строительство иранцами в Латакии электростанции мощностью 540 МВт.
В настоящее время руководство двух стран согласовывает синхронизацию электросетей через иракскую территорию. В эти выходные сирийский министр энергетики Зухейр Харбутли посетил Тегеран для переговоров со своим иранским коллегой Резой Ардаканианом. По итогам встречи Ардаканиан сообщил, что для реализации проекта потребуется несколько лет. Специально для этого будет создан специальный консорциум между Дамаском, Багдадом и Тегераном. Задачу облегчит то, что, по словам иранского министра, Иран и Ирак уже синхронизировали свои электросети.
В числе прочего Дамаск и Тегеран рассчитывают создать совместный банк. В сентябре этого года глава Центрального банка Ирана Абдольнасер Хеммати заявлял: «Экономические отношения Ирана и Сирии вышли на новый этап, и банковское соглашение между странами является важным сигналом для бизнеса, а также конструктивным шагом на пути развития торговых отношений».
По широко распространенному мнению, Иран вкладывается в восстановление инфраструктуры Арабской Республики в обмен на экономические и, соответственно, политические преференции. Глобальный инфраструктурный проект по созданию железнодорожной системы, которая соединит порты Имам Хомейни и Латакия, необходим иранскому руководству главным образом для того, чтобы противостоять американским экстерриториальным санкциям. Эта железная дорога дает шанс на сухопутную транспортировку иранской нефти, что важно как для Тегерана, так и для самого Дамаска, лишенного доступа к собственным углеводородам на северо-востоке Сирии. Морской транзит иранского сырья, как известно, затруднен из-за западного давления.
Что касается иракского правительства, то для него проект представляет не меньшее значение. В разговоре с вашингтонским изданием Al-Monitor официальный представитель иракского Министерства транспорта Амер аль-Джабири признал: «Ирак с энтузиазмом встречает любой проект, который продвигает трансграничные перевозки. Это способствует развитию его экономики и упрощает передвижение из одной страны в другую».
Впрочем, к глубокому проникновению Ирана в сирийскую инфраструктуру есть вопросы у других региональных игроков, которых заботит безопасность границ. Так, в железнодорожном проекте израильские военные чиновники видят попытку Ирана обеспечить свое военно-политическое присутствие в прибрежных районах Сирии. Израильский информированный источник «НГ» отметил, что активность Ирана в районе Средиземноморья может оказать дестабилизирующий эффект на соседние территории. В еврейском государстве считают, что Тегеран рассматривает сирийское побережье как потенциальное место для своих военных объектов. Кроме того, железнодорожная система между Ираном, Ираком и Сирией может облегчить транспортировку оружия, выражает опасения израильский собеседник «НГ».
В экспертной среде обращают внимание на ряд трудностей, которые могут сопровождать строительство. «Проект потенциально можно реализовать, учитывая, что Сирия и Ирак в любом случае сейчас предпринимают усилия по восстановлению и модернизации имеющихся в этих странах железных дорог, – заявил «НГ» военный эксперт Юрий Лямин. – Таким образом, фактически речь идет о планах соединить существующие и восстанавливаемые железные дороги трех стран, то есть новые участки пути необходимо будет строить только в отдельных местах. Однако остаются серьезные проблемы, которые могут затягивать реализацию такого проекта. Это как продолжающаяся активность остатков бандформирований «Исламского государства» (запрещено в РФ. – «НГ») в пустынных районах Западного Ирака, Центральной и Восточной Сирии, так и возможные проблемы с внутриполитической стабильностью в Ираке».
комментарии(0)