Бывший министр обороны Антоний Мачеревич получил ненужную ему должность. Фото Reuters
Президент Польши Анджей Дуда выбрал старейшину Сейма, который 12 ноября проведет церемонию первого заседания нижней палаты нового парламента. Им стал автор многочисленных конспирологических и антироссийских высказываний, одиозный политик Антоний Мачеревич, лишенный государственных постов, но востребованный как символ оппозиции в Польской Народной Республике.
Назначив из предусмотренного регламентом месячного срока после выборов на последний день первые заседания Сейма (нижняя палата) и Сената (верхняя палата), глава государства затянул перезагрузку парламента. Процесс усугубили вошедшие в Сейм оппозиционные партии и неожиданное меньшинство партии власти «Закон и справедливость» (ЗиС) в Сенате. Склонные к иронии поляки любят спросить: «Почему у нас здание Сейма круглое?» И тут же риторически отвечают: «А где вы видели квадратный цирк!» Вот сейчас депутаты как раз и пытаются найти «квадратуру круга». Тут же возникла проблема: как рассадить депутатов, чтобы никого не ущемить.
Порядок, где сидеть левым и правым, сохранявшийся неизменным со времен Великой французской революции, был нарушен в польском Сейме в 2015 году, когда за его порогом оказался Союз демократических левых сил (СДЛС) и было решено рассаживать справа от большей фракции к меньшей. Но левые, которые теперь будут третьей силой, вернулись в нижнюю палату с намерением занять свое законное место. Яблоком раздора стали правые радикалы и националисты из «Конфедерации свободы и независимости», которым предложено место правее ЗиС, но на задних рядах. Это возмутило радикалов, захотевших быть ближе к центру, где-то между ЗиС и Польской крестьянской партией (ПКП). Туда же стремится и «Гражданская платформа» (ГП), чтобы отделиться от левых. Но ПКП не согласна на обмен местами.
Неловкость возникла и вокруг старейшин, которые открывают первые заседания, принимают присягу и проводят выборы маршалов – спикеров Сейма и Сената. Как правило, ими становятся старшие по возрасту парламентарии. В новом созыве это Ивона Сьледзиньская-Катарасиньская и Барбара Борыс-Даменцкая. Впервые в истории польского парламентаризма старейшинами могли стать обе женщины. Но партию власти смутил не этот прецедент, а то, что обе «номинантки» представляют оппозиционную ГП.
Если первое заседание Сената может открыть сам президент, то инаугурацию Сейма обязан провести старейшина, который назначается главой государства из нескольких кандидатов. И вот с этим назначением Дуда затягивал как мог, чем породил кривотолки. Наконец был выбран экс-министр обороны Антоний Мачеревич. Руководитель аппарата премьер-министра Михал Дворчик подчеркнул его заслуги в борьбе с коммунизмом во времена ПНР. Правда, сейчас его фамилия больше ассоциируется с разработкой «заговора Путин–Туск», который якобы привел к катастрофе польского президентского самолета под Смоленском. В решении Дуды выбрать для проведения торжественной церемонии в Сейме одиозного политика некоторые увидели политическое воскрешение Мачеревича. Однако большинство экспертов сходятся на том, что это символический жест президента. Он станет для Мачеревича прощанием с мечтами о возвращении на государственную должность.
Публицист Анджей Станкевич считает, что Дуда, назначив для первого заседания Сейма крайний срок, сыграл на руку Ярославу Качиньскому. И делать такой вывод основание есть. Для лидера партии власти результаты выборов стали шоком. Во фракции объединенных правых, как отмечено, 235 депутатов, большая часть из ЗиС. Но в ней есть еще две группы по 18 депутатов, представляющие партию «Солидарная Польша» министра юстиции Збигнева Зёбро и партию «Согласие» министра науки и высшего образования Ярослава Говина, с которыми надо договариваться. И у ЗиС теперь нет самостоятельного большинства, партия Качиньского стала заложником этих диванных партий. Ко всему прочему, Качиньскому необходимо время, чтобы реорганизовать правительство. Ну и, конечно, разобраться с Сенатом, где утрачены бразды правления и приходится переманивать парламентариев от других партий. Даже несмотря на твердое слово лидера оппонентов Гжегожа Схетыны: «Ни один сенатор ГП не перейдет на сторону ЗиС».
Как известно, в результате парламентских выборов 51 мандат из 100 оказался у оппозиции, большинство которой представляет Гражданская коалиция (43), сгруппировавшаяся вокруг ГП. На должность маршала Сената чаще называют кандидатов от этой партии. В их числе деятель «Солидарности» Богдан Борусевич, который исполнял эту функцию в трех созывах (в 2005–2015 годах). Однако даже в самой ГП нет на этот счет единого мнения. К тому же о своих претензиях дает знать и блок левых сил. Первые переговоры лидеров оппозиции о составе президиума Сената, из членов которого будет выбран маршал, ни к чему не привели. Их очередная встреча должна состояться 8 ноября. А вот старейшиной Сената все же станет Барбара Борыс-Даменцкая.
комментарии(0)