Китайско-саудовские учения Blue Sword открылись с совместного построения. Фото с сайта www.spa.gov.sa
Дональд Трамп проинформировал Палату представителей Конгресса США об увеличении американского воинского контингента в Саудовской Аравии. Тем временем само королевство начало совместные трехнедельные военные учения с КНР. Таким образом, Саудовская Аравия обозначила, что в противостоянии с Ираном она рассчитывает на поддержку как США, так и Китая.
Часть американских вооруженных сил, которые Пентагон планирует перебросить в королевство, туда уже прибыла. Остальные прибудут в ближайшие недели. Об этом Трамп проинформировал в письме спикеру Палаты представителей Нэнси Пелоси. «Таким образом, численность американских военнослужащих составит приблизительно 3 тыс. человек», – сообщил американский президент.
Как отмечается в письме, дополнительные силы США включают в себя «радары и ракетные системы для наращивания обороны против воздушных и ракетных угроз в регионе, экспедиционное авиакрыло для поддержки операций американских истребителей и два эскадрона истребителей». Стоит также отметить, что еще в октябре Пентагон заявлял о планах перебросить в Саудовскую Аравию две эскадрильи истребителей, экспедиционное авиакрыло, две батареи зенитно‑ракетного комплекса Patriot, систему противоракетной обороны THAAD.
Это самое крупное увеличение численности группировки США в Саудовской Аравии за последние 15 лет. Несмотря на важность союзнических отношений с королевством, Вашингтон осторожно подходит к вопросу о размещении своих солдат на его территории. Они не появляются там без крайней необходимости. Так, в 2003 году, после свержения режима Саддама Хусейна в Ираке, США вывели свой 10‑тысячный контингент из Саудовской Аравии, оставив там только инструкторов.
И это объяснимо. Присутствие на земле исламских святынь американских военных – мощный раздражающий фактор для ближневосточных радикалов. Усама бен Ладен в свое время обосновывал необходимость глобальной вооруженной борьбы с Западом именно «оккупацией священной земли», где находятся Мекка и Медина. Наконец, власти Саудовской Аравии относились достаточно настороженно к присутствию американских войск на своей территории в силу идеологических причин: среди военных США немало женщин, которые одеваются и ведут себя отнюдь не в соответствии со строгими ваххабитскими правилами, действующими в королевстве. Однако сейчас особая ситуация. После атак на нефтеперерабатывающие заводы в Саудовской Аравии 14 сентября отношения королевства с Ираном крайне обострились. В Эр‑Рияде прямо обвинили Тегеран в этом нападении. Трамп и Пентагон не скрывают, что переброска войск призвана сдержать иранскую угрозу.
Вместе с тем в борьбе с беспокойным соседом Саудовская Аравия решила не полагаться только на помощь традиционного союзника. Она обратилась к Китаю. В среду, 20 ноября, на военно‑морской базе Короля Фейсала в Джидде начались трехнедельные совместные учения спецподразделений флота Саудовской Аравии и КНР под названием Blue Sword. Предполагается, что военные двух стран будут отрабатывать меры по борьбе с терроризмом и пиратством. Это первые учения двух стран на территории королевства. В 2016 году несколько десятков бойцов спецподразделений Саудовской Аравии и КНР тренировались в Китае. Возобновление практики учений после перерыва свидетельствует о попытке королевства политически сблизиться с КНР.
Руководитель центра «Европа – Ближний Восток» Института Европы РАН Александр Шумилин подчеркивает, что военное сотрудничество Саудовской Аравии и Китая покоится на серьезном экономическом фундаменте. В беседе с «НГ» он напомнил, что КНР – крупный покупатель саудовской нефти. Кроме того, Эр‑Рияд активно участвует в ряде экономических проектов, предлагаемых Пекином, прежде всего «Один пояс – один путь». «Саудовской Аравии также важно, что Китай находится в нормальных отношениях с Ираном. Нужен посредник, который мог бы в случае чего смягчить конфликт с этой страной. Вероятно, это одна из важных причин, почему Саудовская Аравия заинтересована в сближении с Китаем», – считает Шумилин. При этом он уверен, что королевство ни в коей мере не собирается ослаблять связи с США и дружить с Пекином в ущерб отношениям с Вашингтоном. Этим, в частности, и объясняется ограниченный характер военного сотрудничества Саудовской Аравии и Китая. Следует заметить, что Иран также рассчитывает на расширение оборонных контактов с КНР. В октябре министр иностранных дел РФ Сергей Лавров анонсировал совместные российско‑китайско‑иранские учения в Индийском океане. Кстати, их заявленная цель такая же, как и у Blue Sword, – отработка взаимодействия в борьбе с террористами и пиратами.
комментарии(0)