Пока Saudi Aramco выходит на биржу, в королевстве зачищают интеллектуальную элиту. Фото Reuters
Саудовская Аравия продолжает преследование оппозиционных деятелей. Базирующаяся в Лондоне правозащитная организация ALQST сообщила о десятке задержанных в последние дни, что отчасти говорит об отсутствии у властей страха за инвестиционный климат, несмотря на долгожданный выход гиганта Saudi Aramco на биржу. В исследовательской среде считают эти аресты интересными: Эр-Рияд, как кажется, дает понять, что не хочет видеть в оппозиции противодействие экономическим инициативам.
Аресты произошли в Эр-Рияде и в портовом городе Джидда на побережье Красного моря. ALQST утверждает: в основном преследованию подверглись представители интеллектуальной элиты страны. Официальная причина, по которой к ним пришли люди в штатском, не называется, но правозащитники допускают, что поводом для арестов стала «интеллектуальная деятельность». «Некоторые люди могут спросить, почему эти аресты происходят сейчас, однако, на самом деле, это отражение жестких репрессий против саудовского гражданского общества, которые идут в течение многих лет», – заявил директор ALQST Яхья Ассири. По его словам, это часть той репрессивной кампании, которую Саудовская Аравия развернула еще в 2017 году.
Время для «чисток» – действительно неподходящее. Saudi Aramco продолжает собирать заявки для первичного размещения акций (IPO). Всего на бирже Tadawul планируется предложить 1,5% бумаг. Окончательная цена будет объявлена только 5 декабря. По подсчетам агентства Reuters, стоимость национальной компании должна составить 1,7 трлн долл. На этом фоне для королевства должно бы быть немаловажно, как за рубежом оценивают его инвестиционный климат, ведь наряду с внешними угрозами влияние на него оказывает и внутренняя политика. Сразу после антикоррупционных «чисток», предпринятых кронпринцем Мухаммедом в 2017 году, прямые иностранные инвестиции упали до 1,4 млрд долл. (с 7,5 млрд долл. в 2016 году).
К началу выхода Saudi Aramco на биржу можно было бы ожидать, что саудовский репрессивный аппарат хотя бы сбавит темпы, однако, на деле, этого не произошло. В начале ноября правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад, в котором говорится, что давление продолжается даже на саудовских женщин-активисток и на священнослужителей. О многих задержанных может быть ничего не известно, допускают правозащитники. Тем более, что в практику саудовских дознавателей, как обращает внимание Human Rights Watch, вошло длительное содержание под стражей без предъявления какого-либо обвинения. Некоторые из тех, кто был задержан в 2017 году, находятся в руках правоохранителей до сих пор.
В экспертной среде считают последние аресты любопытным явлением. «У новой саудовской элиты есть желание контролировать ключевые пункты повестки, потому что государство быстро развивается, и она не хочет, чтобы критики этому препятствовали, – заявил «НГ» доцент Королевского колледжа в Лондоне и приглашенный доцент парижского Института политических исследований Дэвид Робертс. – В понимании элиты, неустойчивое развитие Саудовской Аравии нуждается в поддержке, а не в подрыве». Но эксперт с осторожностью говорит об ответственности кронпринца. «Наверняка он задает общий тон, но затем бюрократия, как и везде в мире, берет верх, а у нее – свой образ действий и своя логика», – полагает Робертс.
Трудно избавиться от ощущения, что саудовская политическая элита пытается вывести из игры всех инакомыслящих, пока подобная репрессивная политика не встречает со стороны других государств жесткого сопротивления, которое было бы обеспечено каким-либо внушительным санкционным механизмом, как это происходит в случае с Ираном. Падение прямых иностранных инвестиций сложно рассматривать как серьезный «ответ» на репрессии. Прошедший в октябре саудовский инвестиционный форум, который называют «Давос в пустыне», показал, что бизнесмены, объявившие год назад бойкот Эр-Рияду в связи с убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги, недолго играли в сторонников защиты прав человека и свободы слова.
Кроме того, наследник саудовского престола пользуется неизменной поддержкой нынешней администрации президента США, несмотря на то что в Конгрессе он встречает ожесточенную критику. Впрочем, совсем не исключено, что в 2020 году расклад для принца Мухаммеда может кардинально измениться. В аналитическом материале Брукингского института от 25 ноября говорится, что «экзистенциональный кризис» в отношениях между США и Саудовской Аравией может возникнуть в том случае, если в 2020 году на пост американского президента будет избран кандидат от Демократической партии. Свое мнение эксперты исследовательского центра иллюстрируют заявлением экс-вице-президента США Джозефа Байдена.
Во время дебатов Демократической партии бывший соратник Барака Обамы заявил, что США должны заставить саудовское руководство заплатить большую цену за убийство Хашогги и пообещал поставить точку в продаже оружия королевству. В качестве другой иллюстрации исследователи приводят заявление спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси, которое было сделано сразу после ее недавнего визита в Иорданию. Она отказалась считать, что США привержены защите Саудовской Аравии. В Брукингском институте называют беспрецедентным то, что два высокопоставленных представителя демократов раскритиковали Эр-Рияд в условиях, когда угроза иранского удара для него стала реальностью. Будущее американо-саудовских отношений еще никогда не находилось, под таким большим сомнением, делают вывод эксперты.
Вероятно 2020 год, действительно, может многое поменять.
комментарии(0)