Во время августовского визита в Москву президент Мозамбика Фелипе Ньюси встретился с российскими военными. Фото Reuters
Десятки россиян, завербованных частной военной компанией (ЧВК), оказывают Мозамбику содействие в борьбе с мятежниками в провинции Кабу Делгаду. Нападения повстанцев создают угрозу для иностранных инвестиций в регионе, богатом полезными ископаемыми. В Вашингтоне утверждают, что в Мозамбике находится около 140 россиян, прошедших военную подготовку. Они способствуют проникновению России на Черный континент. В Москве говорят: военнослужащих РФ в Мозамбике нет.
Сообщения о присутствии российских контрактников, нанятых ЧВК Вагнера, распространили CNN, Globe and Mail и другие западные СМИ. По их данным, быстро растущее повстанческое движение на севере Мозамбика, связанное с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), может сорвать подписание контрактов на добычу природного газа с предполагаемой стоимостью 60 млрд долл.
Правда, признает CNN, какую роль играют там российские контрактники, – участвуют в боях или выступают в роли советников, не ясно. Телеканал раздобыл фотографии российских бойцов и оборудования, выгружаемого из транспортных самолетов Ан в порту Пемба на побережье Мозамбика.
Источники в этой стране рассказали американскому телеканалу, что российские наемники базируются также в другом районе севернее этого города. Они участвовали в боевых операциях около границы с Танзанией, где набирает силу мятежное исламистское движение. CNN ссылается на беседу с неким Евгением Шабаевым, неофициальным представителем группы Вагнера. Он сказал, что двое россиян погибли в бою. Их тела были отправлены на родину во Владимирскую область.
Эмилия Коламбо, старший научный сотрудник в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, говорит, что в повстанческом движении принимает участие радикально настроенная мусульманская молодежь, отвергающая авторитет мулл, связанных с правительством. Если в Мозамбике действительно находится российский контингент, то ему предстоит вести длительную кампанию. Повстанцы становятся все искуснее в своих атаках, а силы безопасности действуют слишком жестко, даже нарушая права человека.
Президент Мозамбика Фелипе Ньюси назвал мятежников безликими злодеями, которые «сеют террор, убивают и грабят беззащитных людей».
Однако у группы Вагнера в США и других западных странах есть конкуренты, которые желали бы занять ее место в Мозамбике. Одна из этих организаций именуется OAM, ее глава Джон Гартнер. Он хочет заключить долгосрочное соглашение с армией Мозамбика – сначала об обучении солдат, а затем и о том, чтобы инструкторы были приписаны к частям вооруженных сил страны.
Стремление заполучить выгодный контракт Гартнер оправдывает ссылками на противоборство между Россией и Западом. По его мнению, нужно помешать России обрести новый форпост в Африке. Проблема в том, что тягаться с русскими трудно. Ведь они предлагают африканцам военную помощь по минимальной цене.
Вступлению Москвы в игру в Мозамбике сопутствовало установление Россией военных связей с такими африканскими государствами, как Судан, Ливия, Центрально-Африканская Республика (ЦАР). Западная пресса утверждает, что договоренность об отправке контрактников и оружия в Мозамбик была достигнута во время визита президента страны в РФ в августе. Москва, однако, заявила, что российских военнослужащих в Мозамбике нет. А соглашение между Россией и Мозамбиком о военно-техническом сотрудничестве было подписано еще в 2017 году.
В беседе с «НГ» первый заместитель главного редактора журнала «Азия и Африка сегодня» Олег Тетерин отметил: «В оценке информации о российском присутствии в Мозамбике возможны два подхода. Можно сказать: все это западная антироссийская пропаганда. Но с другой стороны, наемники себя уже проявили в ЦАР. Почему бы не попробовать распространить такие действия на другие страны, в частности, на Мозамбик?»
По словам эксперта, «если сообщения более или менее отвечают реальности, то мы уподобляемся «диким гусям». В 1960–1970-х годах был такой майор или полковник даже, кажется бельгиец, который сколотил отряд наемников, воевавших в Африке за деньги. Советская пресса тогда писала: наемники мешают независимому развитию африканских государств. Получается, что Вагнер – это как бы реанкарнация западных белых наемников. Но к ним за подмогой обращались нежизнеспособные режимы, которые не могли решить свои внутренние проблемы. Нужно учесть этот исторический опыт. Не нужно нам влезать во внутренние дела африканских государств».
Африканист Борис Пиляцкин, который многие годы работал корреспондентом в Мозамбике, говорит, что сведений о каких-то столкновениях на границе с Танзанией или на прилегающих территориях этой страны нет. Сообщения о влиянии ИГ на бедное крестьянское население Мозамбика сомнительны. Неизвестно, какие районы или населенные пункты находятся в руках повстанцев. Так что к информации о помощи россиян воюющей армии Мозамбика нужно относиться с осторожностью.
комментарии(0)