Фото GettyImages
Экспресс-визит президента США Дональда Трампа в Афганистан на День благодарения и его встреча на военной базе в Баграме с афганским президентом Мохаммадом Ашрафом Гани стали важными событиями в американо-афганских отношениях. Дональд Трамп и Ашраф Гани обсудили успехи в борьбе с боевиками «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в РФ) на востоке Афганистана и дали высокую оценку совместным действиям американских и афганских войск.
Баграмская встреча двух лидеров вызвала широкий интерес в афганских политических и экспертных кругах. Тем более, что незадолго до нее состоялась телефонный разговор президента Трампа с президентом Гани, содержание которого дает основания полагать, что впереди у них, как минимум, еще одна важная встреча – на этот раз в США.
Возможная поездка президента Гани в Вашингтон, пожалуй, стала одной из главных тем ноябрьской телефонной беседы Ашрафа Гани с Дональдом Трампом. Трамп во время телефонного разговора выразил особую благодарность Гани за оказанное им содействие в освобождении из талибского плена двух западных преподавателей афганского филиала Американского университета (американца и австралийца). Преподаватели эти, по данным афганских правоохранительных органов, длительное время находились в талибском заточении по ту сторону «линии Дюранда» (афгано-пакистанской границы. – «НГ»), в районах подконтрольных пакистанским властям. Затем пленников привезли в один из горных и труднодоступных районов на юге Афганистана и передали для последующего обмена на троих высокопоставленных террористов из сети Хаккани. Спустя несколько дней талибы также выпустили из своих тюрем десять афганских военнослужащих, находившихся у них в плену.
В телефонной беседе двух президентов, которая длилось чуть больше 23 минут, так же были затронуты такие актуальные темы, как мирный процесс, формирование будущего афганского правительства, уменьшение численности американских войск в Афганистане и в этой связи перспективы афгано-американских взаимоотношений.
Не секрет, что в последний год отношение Трампа к событиям, происходящим в Афганистане, не всегда можно было назвать однозначно позитивным. Дональд Трамп и его ближайшее окружение все это время стремились до начала президентских выборов 2020 года в США совершить некую «победоносно-привлекательную сделку» с «Талибаном» (организация запрещена в РФ). Однако, такой «электоральный» подход Трампа и его ближайших соратников к афганской проблеме встретил и встречает до сих пор жесткое возражение таких влиятельных американских ведомств как Госдепартамент, Пентагон, Совета национальной безопасности (СНБ), ЦРУ и других структур, вовлеченных в афганские дела.
Как известно, Трамп практически сразу же после того, как «твитнул» (выступил) против так называемого «мирного плана посла Залмая Халилзада», прекратил все переговоры с «Талибаном». Имеющаяся информация свидетельствует о том, что администрация США сейчас работает над неким «новым мирным планом», который, вероятно, в скором времени будет обнародован. Об этом Дональд Трамп несколько раз упомянул и во время встречи с президентом Гани в Баграме в День благодарения. Трамп дал понять, что представители «Талибана» настойчиво предлагают «новую сделку» и просят возобновить с ними прерванный в сентябре диалог. Таким образом, можно не сомневаться, что основной темой повестки дня будущей встречи двух президентов в Вашингтоне будет переговорный процесс с «Талибаном».
Между тем, правительственные круги в Афганистане подтвердили факт приглашения президенту Гани посетить с официальным визитом Вашингтон. Белый дом пока не спешит официально обнародовать факт приглашения главы афганского государства. В то же время, учитывая существующую дипломатическую практику, молчание в таких вопросах можно трактовать по-разному... Как бы там ни было, приглашение посетить Белый дом президентом Трампом озвучено и это является важным политическим сигналом со стороны Вашингтона, ибо подобные решения, как правило, не принимаются спонтанно, а все детали будущего визита после длительного анализа и консультаций заранее просчитываются.
Следует отметить, что именно сейчас Дональд Трамп находится под жестким прессингом Конгресса США из-за украинского вопроса. Украинский президент за последнее время с десяток раз обращался к президенту Трампу с просьбой встретиться в Белом доме, либо найти время пообщаться с ним по телефону. Однако Трамп пока не спешит с ответом Владимиру Зеленскому и на то, видимо, у него есть свои резоны. Конгресс США утверждает, что «Трамп допустил ошибку», обострив отношения с Украиной, в результате чего якобы Украина теперь вынуждена повернуться лицом к России. Одновременно Трампу грозят импичментом, а это значит, что внутриамериканская политическая повестка может серьезно повлиять на сроки и драматургию будущего визита афганского лидера в США.
По всей вероятности, визит главы афганского государства Мохаммада Ашрафа Гани в Вашингтон состоится сразу же после официального оглашения итогов президентских выборов в Афганистане. Сделанное заранее приглашение Дональда Трампа означает, что в Вашингтоне уже не сомневаются, что будущим президентом Афганистана вновь станет доктор Ашраф Гани. Более того, об этом косвенно свидетельствует позиция, занятая Евросоюзом, НАТО, ООН, и некоторыми другими влиятельными международными организациями. Представители этих структур все чаще призывают всех участников предвыборной кампании в Афганистане принять и признать любые итоги выборов, которые будут объявлены избирательной комиссией. Саму же Независимую (Центральную) избирательную комиссию (НИК) международные партнеры просят не затягивать больше с объявлением итогов голосования (напомним, со времени проведения голосования прошло более двух месяцев, однако, его итоги до сих пор не обнародованы). Практически все независимые прогнозы свидетельствуют об убедительной победе уже в первом туре президентских выборов действующего главы государства доктора Ашраф Гани.
Основным препятствием на пути скорейшего подведения официальных итогов президентских выборов являются некоторые влиятельные силы на севере Афганистана, которые, одновременно, все активнее соперничают не только с командой действующего президента, но и между собой. В частности, обостряются отношения между вождями таких партий, как «Джонбеши Мили» и «Джамият-е Ислами». Сторонники этих партий, которые в настоящее время объединены в избирательный блок «Стабильность и интеграция», незаконно вмешиваются в работу избирательных комиссий на местах. В частности, ими блокирована работа избирательных центров в пяти провинциях страны, они препятствуют работникам НИК проводить законный пересчет голосов на спорных участках. Ранее лидеры предвыборного блока «Стабильность и интеграция» заявляли о намерении с помощью своих сторонников блокировать избирательные центры в половине провинций Афганистана, однако, этого им не удалось сделать. Повторный пересчет голосов избирателей примерно в 30 провинциях страны успешно завершился, вопреки угрозам и провокациям «стабилизаторов».
Независимая избирательная комиссия страны оказалось в ноябре под сильнейшим прессингом. От нее требуют объявления итогов прошедших еще 28 сентября президентских выборов. При этом не слишком удачливые политические игроки предъявляют сотрудникам НИК различные претензии. В итоге Центральная избирательная комиссия оказалась перед нелегким выбором: либо провести переговоры с недовольными предвыборными командами (не согласными с вероятными итогами голосования) и каким-то образом договориться с ними, либо попытаться с помощью правоохранительных органов переправить в Кабул контейнеры с бюллетенями из проблемных провинций для безопасного пересчета, либо объявить эти бюллетени недействительными.
Есть, впрочем, и еще один, четвертый вариант развития интриги. Внешние факторы свидетельствуют о том, что у правительства Афганистана уже выработан «план А» по реагированию на попытки незаконного вмешательств в процесс подведения итогов выборов команд неуверенных в себе кандидатов. Правоохранительные органы ожидают недвусмысленного приказа в рамках действующего законодательства вмешаться в «процесс наведения порядка и недопущения бесчинствующих элементов, препятствующих нормальному функционированию местных отделений Независимой избирательной комиссии в семи провинциях страны (из 34)».
Учитывая общую хрупкую политическую ситуацию в стране, правительство пока воздерживается от силового вмешательства в процесс обеспечения законного подведения итогов выборов. Хотя руководитель Независимой избирательной комиссии госпожа Хава Алам Нуристани уже заявила, что «в случае необходимости, действуя строго в рамках действующей Конституции и избирательного законодательства, оставляет за собой право обратиться к правительству с просьбой устранить обстоятельства, препятствующие законной деятельности комиссии». Нельзя исключать, что НИК в ближайшие дни найдет в себе силы и наконец-то без оглядки на кого-либо объявит итоги прошедших 28 сентября выборов.
Близкие к правительственным кругам деятели не исключают формирования «правительства широкого представительства». Но при этом категорически исключается навязывание любых вариантов создания внеконституционного органа власти в виде неудачного эксперимента с «двухэтажным» «правительством национального единства» с участием некоего «главного исполнительного лица», что имеет место в настоящее время, или что-то похожее на подобную модель.
Хотя, ситуация в Афганистане внешне может показаться несколько драматичной, однако, тот, кто хорошо знаком с афганскими реалиями, понимает, что поводов для отчаяния и апокалипсических прогнозов нет. То, что правительству страны, в конце концов, удастся справиться с возникшей ситуации и перевести ее, как это обычно происходит в Афганистане, в конституционно-традиционное русло, сомневаться не приходится.
Действующий президент Ашраф Гани выполняет свои конституционные функции в обычном режиме. Тем самым, он дает понять, что выборы им, по всей вероятности, выиграны, и, следовательно, ему нельзя терять времени на какие-то ненужные дебаты, а следует заниматься фундаментальными вопросами жизнедеятельности страны. К примеру, выступая на днях в отреставрированной исторической мечети Поле-Хешти в историческом центре Кабула, президент заявил, что в будущем году основное внимание правительства будет сосредоточено на разрешении водного вопроса в стране, в том числе, построению сотен мелких, средних и больших плотин.
Действующий глава афганского государства явно уверен в своих политических перспективах, и, похоже, эта уверенность передалась президенту США Дональду Трампу, который подал несколько отчетливых сигналов о намерении выстраивать конструктивный диалог с доктором Ашрафом Гани.
комментарии(0)