Впервые после холодной войны мир оказался перед угрозой гонки вооружения. Фото с сайта www.defense.gov
В Швейцарии открылось 13-е заседание наблюдательного совета Международного люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. Авторитетные эксперты из шести стран собрались в отеле Kempinski на берегу Женевского озера, чтобы в открытом и закрытом режимах обсудить пути выхода из кризиса в области контроля над вооружениями и нераспространения.
Международно-правовые структуры, которые были созданы после Второй мировой войны и развивались на основе универсальных договоренностей, сейчас подвергаются тяжелейшим испытаниям, констатировали участники заседания. Открывая его, президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор посетовал: «Опасность ядерной катастрофы в настоящее время выше, чем когда-либо во времена холодной войны». Правда, эта опасность заключается не в преднамеренном применении ядерного оружия, а в том, что война возможна из-за человеческой ошибки, недопонимания или просчетов. Риски усиливаются и благодаря новым кибертехнологиям.
Неопределенность в сфере стратегической стабильности заставляет вспомнить о Втором законе термодинамики, в соответствии с которым в системе без управляющих воздействий энтропия неизбежно возрастает. Или, если перевести на бытовой язык, в любой системе, предоставленной самой себе, порядка становится меньше, а хаоса – больше.
Как написал в своем послании экс-глава Пентагона, а ныне профессор Стэнфордского университета Уильям Перри, «чтобы устранить эту ужасную угрозу, мы должны демонтировать все ядерное оружие, поскольку само существование такого количества ядерных боеприпасов представляет огромную опасность». Впрочем, в обозримом будущем это маловероятно, хорошо понимает 92-летний Перри, который из-за болезни не смог прилететь в Женеву. В этой связи он предложил конкретные идеи, как снизить нависшую опасность. Среди них – прекращение автоматического запуска «по предупреждению», отзыв единоличного права принятия решения президентом, остановка новой гонки ядерных вооружений.
Механизмы контроля над вооружениями начали давать сбои еще два десятилетия назад. В начале 2000-х был разорван в одностороннем порядке Договор об ограничении систем противоракетной обороны, в 2019-м разрушен Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Нет никакой ясности о перспективах продления Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
Между тем непродление СНВ-3 станет еще большим ударом по международной безопасности, чем слом ДРСМД, убеждены эксперты. До истечения срока его действия остается чуть больше года, и предусмотренное в тексте договора его продление на пять лет, до февраля 2026-го, представляется идеальным результатом. Тем более что к весне 2021 года, вполне вероятно, не останется вообще никаких юридических договоренностей по контролю над вооружениями.
То есть продление СНВ-3 необходимо как минимум для того, чтобы выиграть время для согласования дальнейших шагов в этой сфере. Неудивительно, что из Москвы неоднократно звучали призывы к Вашингтону как можно скорее начать предметные переговоры о продлении СНВ-3. Однако американская сторона медлит с ответом, тогда как решить вопрос следовало бы еще до начала предвыборной гонки в США.
Более того, в Вашингтоне все чаще заявляют, что пролонгация вряд ли возможна, поскольку СНВ-3 с самого начала был «ущербным». Он не охватывает тактического ядерного оружия малого радиуса действия и современных российских систем доставки. Не говоря уже о новых вооружениях, прежде всего гиперзвуковых, о которых президент РФ Владимир Путин рассказал в прошлогоднем Послании Федеральному собранию. Вот и глава Пентагона Марк Эспер на слушаниях в Конгрессе США указал, что СНВ-3 должен включать весь ядерный арсенал России, в том числе и нестратегические ядерные заряды.
Администрация Дональда Трампа, вероятно, не станет продлевать договор, полагает профессор Колумбийского университета Роберт Легвольд. «Перспективы сохранения СНВ-3 следует расценивать как весьма мрачные», – сказал он «НГ».
Вашингтон интересует не пролонгация СНВ-3, а перспективы заключения договора между РФ, США и Китаем. Однако Китай будет сложно вписать в отработанные российско-американские структуры, отмечают эксперты в Женеве: слишком велика разница в арсеналах, нет опыта транспарентности, понадобится выработка новых верификационных процедур. Тем более что Пекин не перестает заявлять, что ни в каких трехсторонних переговорах участвовать не будет.
Между тем предпосылки для продления CНВ-3 все еще существуют. По мнению вице-президента совета директоров фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» лорда Дэса Брауна, целесообразно рассмотреть возможность включения в этот договор российской ракеты «Сармат» и ракетного комплекса «Авангард». Для этого не потребуется новой процедуры ратификации CНВ-3, и уже имеющийся в нем перечень всех типов вооружений сторон будет дополнен.
Что касается других новых типов вооружений – противокорабельной гиперзвуковой ракеты «Циркон» и авиационной ракеты «Кинжал», то они не относятся к классу стратегических. Так, «Кинжал» может попасть в этот класс, только если его носителем станет бомбардировщик дальнего действия, но пока такие планы не заявлены. А крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник» и с таким же двигателем беспилотный подводный аппарат «Посейдон», по оценкам Брауна, могут быть поставлены на вооружение уже после окончания действия CНВ-3.
Женева
комментарии(0)