У 72-летнего Жозепа Борреля репутация критика России. Фото Reuters |
Заседание глав МИДов стран ЕС совпало с проведением в Париже саммита «нормандской четверки». Разумеется, Боррель не мог не прокомментировать это важнейшее событие в европейской политике. «Надеемся, что на этой встрече станет возможно продвижение вперед для мирного и устойчивого решения украинского конфликта. Это один из главных приоритетов, которые мы должны решить в ЕС», – сказал он по прибытии на первое под его председательством заседание.
Перечисляя ранее свои приоритеты на посту главного дипломата ЕС, Боррель всегда ставил нf первое место «поддержку демократии и территориальной целостности Украины». Уже потом шли такие темы, как продвижение реформ в балканских государствах, которые претендуют на членство в ЕС; восстановление отношений с США; новая стратегия в отношении Африки.
Все эти вопросы, а также ситуация в Ливии, Боливии и вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе обсуждались в понедельник на заседании в Брюсселе. Теперь, как обещает Боррель, новый состав Еврокомиссии будет регулярно обсуждать внешнюю политику сообщества, а сам он каждую неделю на ее заседаниях будет представлять соответствующий отчет. Ведь глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен намерена повысить геополитическую роль ЕС. Для этого она хочет ускорить принятие решений на уровне ЕС во внешней политике. Достичь этого Боррель считает возможным, заменив механизм принятия решений в ЕС по внешнеполитическим вопросам: для этого было бы достаточно квалификационного большинства, а не единогласия представителей всех 28 стран ЕС. Впрочем, эксперты читают это утопической идеей, противоречащей позиции многих стран-членов.
А вот с чем участники ЕС безоговорочно согласны, так это с мнением Борреля о том, что Брюссель должен научиться использовать язык силы и власти. В понедельник он вновь заявил, что «мы должны чаще говорить на языке силы – не для того, чтобы подчинять, а чтобы способствовать более мирному, состоятельному и справедливому миропорядку». Поскольку мир сейчас переживает возрождение геостратегического соперничества, которое выражается в противостоянии США, России и Китая, перед Евросоюзом стоит выбор – быть ведущим актором или становиться всего лишь площадкой для игры других. «Мы должны быть в состоянии не только реагировать, но и действовать, а при необходимости – оказывать противодействие», – подчеркнул дипломат.
Выступая 4 декабря на слушаниях в Европарламенте, Боррель подтвердил свою репутацию жесткого и последовательного критика России. Он высказался за сохранение антироссийских санкций, которые ранее ввел Брюссель. «Очевидно, что мы должны оставить в силе санкции, пока не будет достигнут прогресс», – отметил Боррель, имея в том числе в виду выполнение Минских соглашений. Он также считает одной из главных проблем дезинформационные и пропагандистские кампании, которые якобы периодически организовывает Москва.
На минувшей неделе Боррель встречался с главой МИД России Сергеем Лавровым на полях Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Братиславе. Как сообщили в МИДе, главы дипломатии РФ и ЕС рассмотрели пути преодоления затянувшегося кризиса в отношениях Москвы и Брюсселя.
Говоря о том, чего ждать Москве от кадровых ротаций в Брюсселе, заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов указал на сильную приверженность новых руководителей ЕС трансатлантическим убеждениям и критической позиции по отношению к России. Он напомнил, что Боррель заступил на свою нынешнюю должность под лозунгом «Более сильная Европа в мире». «Если Боррель из этого будет исходить, то должен понимать, что без взаимодействия с Россией достижение поставленной им цели вряд ли возможно. Европа не будет такой сильной, какой бы она была в сотрудничестве с Москвой, – подчеркнул эксперт. – Многое будет зависеть от того, пойдет ли Боррель на пересмотр отношений ЕС с Россией, которые заморозила его предшественница Федерика Могерини в 2016 году, и станет ли он учитывать настроения президента Франции Эмманюэля Макрона в том, что касается России».
По мнению Белова, без прорыва в экономике ЕС не станет лидером в мировой политике. «Голос Евросоюза услышат только тогда, когда он увеличит свой ВВП, реализует цифровую трансформацию, о которой он постоянно заявляет, но по-прежнему остается на вторых ролях. Впрочем, никаких конкретных планов Брюсселя на этот счет пока не просматривается», – заключил эксперт.
комментарии(0)