Фото Christophe Morin/Bloomberg via Getty Images
В Париже в понедельник вечером открылся саммит «нормандской четверки» – руководителей России, Украины, Франции и Германии. Владимир Путин, Владимир Зеленский, Эмманюэль Макрон и Ангела Меркель на общих и двусторонних переговорах обсудили пути урегулирования ситуации в Донбассе на основе Минских договоренностей. Прорыва от этой встречи эксперты не ждут, однако сам факт ее проведения после долгого перерыва очень важен.
Переговоры в Париже примечательны как «боевое крещение» нового украинского лидера Владимира Зеленского, который стал президентом страны в этом году. Именно в таком качестве трактовали значение встречи мировые СМИ до недавнего времени. Прошлая встреча «нормандской четверки» состоялась в 2016 году, когда президентом Украины был Петр Порошенко, и с тех пор никаких существенных подвижек в процессе выполнения Минских договоренностей не произошло.
После общей встречи четырех участников «нормандского формата» намечались первые переговоры между Путиным и Зеленским. Украинский лидер перед отъездом в Париж рассказал, что именно он предложит обсудить. По его словам, речь на переговорах пойдет о разведении войск, проведении местных выборов в Донбассе с участием украинских политических партий и, главное, обмене всех удерживаемых лиц.
«Моряки, политические пленные – мы вернули, но не всех, я очень хотел бы, чтобы Новый год наши люди встречали со своими семьями дома, в Украине. Поэтому для меня это гуманитарное, важное, очень личное, очень личный вопрос. Я действительно хочу большого обмена, который имеет название, начиная с Минска, «всех на всех», меня интересуют именно все наши, чтобы они все были дома», – сказал он.
Свою позицию перед саммитом изложили и представители России. Так, в беседе с ТАСС заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко высказался за то, чтобы Нормандский формат оставался неизменным. Подключить к нему США ранее предлагал замгоссекретаря Дэвид Хейл.
«Мы негативно относимся к этой идее», – сказал Грушко, призвав «не искать альтернативы» существующему переговорному формату. Он призвал последовательно «идти по двум трекам: по треку безопасности – завершить наконец разведение сил; и по политическому – запустить процесс путем введения в действие «формулы Штайнмайера» и принятия других решений, которые гарантировали бы неизменность и устойчивость особого статуса» Донбасса. Напомним, что «формула Штайнмайера», предложенная в 2015 году бывшим министром иностранных дел, а ныне президентом ФРГ Франк-Вальтером Штайнмайером, предполагает меры по интеграции ЛНР и ДНР в Украину с предоставлением им особого статуса.
Однако украинскую тематику с повестки обсуждения в Париже чуть было не потеснили события в Германии. В отношениях этой страны с Россией грянул громкий дипломатический скандал. МИД ФРГ выслал из страны двух работников (предположительно военных атташе) российского посольства за отказ Москвы сотрудничать в деле об убийстве гражданина Грузии, чеченца-кистинца по национальности Зелимхана Хагошвили. Его застрелили 23 августа в центре Берлина. Предполагаемый убийца, обладатель российского паспорта на имя Вадима Соколова, по утверждению германской прокуратуры, связан с российскими спецслужбами.
Москва не ответила на высылку сотрудников своей дипмиссии аналогичными мерами в отношении немецких дипломатов. Видимо, российские власти сохраняют надежду на то, что скандал не будет разрастаться. Аналогичные надежды, должно быть, питает и Меркель. Она крайне осторожно комментировала ситуацию. Не было понятно, планирует ли Меркель обсуждать ее на встрече с Путиным. На соответствующий вопрос журналистов заместитель официального представителя правительства ФРГ Ульрике Деммер не ответила. Тем не менее германское агентство Dpa со ссылкой на свои источник сообщило, что ситуация, связанная с убийством Хагошвили и последующими событиями, на встрече Меркель и Путина будет обсуждаться.
Доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули полагает, что урегулировать конфликт, связанный с событиями в Берлине, Меркель и Путину так просто не удастся, несмотря на то что Россия и Германия не заинтересованы в конфликте – войне санкций и антисанкций. «Тут, конечно, все зависит от воли двух сторон. Можно предположить вариант, при котором Германия закроет глаза на этот инцидент, если, допустим, Москва пойдет на какие-то уступки по урегулированию в Украине. Но так как таких уступок не ожидается, и вообще они маловероятны, думаю, что у Германии будут развязаны руки для дальнейших действий», – сказал «НГ» эксперт.
Прибывшего в Париж президента России на крыльце Елисейского дворца встретил его французский коллега Эмманюэль Макрон. На момент подписания номера в печать завершились двусторонние встречи Путина с Меркель и Зеленского с Макроном.
комментарии(0)