Никола Стерджен выступает за то, чтобы шотландцы сами решали свою судьбу. Фото Reuters
После парламентских выборов в Великобритании обострился вопрос о территориальной целостности страны. Первый министр (глава правительства) Шотландии, лидер Шотландской национальной партии (ШНП) Никола Стерджен и британский премьер-министр Борис Джонсон вступили в заочную полемику относительно будущего Соединенного Королевства. Шотландские власти твердо нацелились на проведение нового референдума об отсоединении от Великобритании. В Лондоне заявляют, что не допустят распада государства.
Во вторник, 17 декабря начинает свою работу новый состав парламента Великобритании, где после прошедших в минувший четверг выборов будут доминировать однопартийцы Бориса Джонсона, консерваторы. Конечно, главное, что предстоит сделать депутатам до рождественских каникул, наступающих в 20-х числах месяца, – это одобрить сделку с ЕС по условиям брекзита. Однако не исключено, что парламенту придется заняться и другой актуальной и тесно связанной с предполагаемым выходом страны из Евросоюза темой – обсуждением правомерности референдума о независимости Шотландии.
ШНП заняла третье, после консерваторов и лейбористов, место, существенно улучшив свои позиции по сравнению с выборами 2017 года. Теперь она контролирует не 35, а 48 мандатов. Окрыленная этим успехом, Никола Стерджен категорически настаивает на проведении нового референдума о независимости Шотландии. Прежний, который был в 2014 году, сторонники отсоединения от Великобритании проиграли. Тогда их поддержало около 44%, не поддержало – на 10% больше. Но брекзит изменил настроения шотландцев. Они в отличие от англичан на общебританском референдуме 2016 года высказались за то, чтобы страна осталась в ЕС. Сейчас сторонников независимости несколько больше, чем тех, кто выступает за единство Соединенного Королевства.
Сознавая серьезность положения, дни, прошедшие с момента выборов, Джонсон посвятил шотландскому вопросу. Со Стерджен он провел телефонный разговор еще в пятницу: это были первые его переговоры после голосования. По сообщению канцелярии премьер-министра, в ходе беседы Джонсон прямо заявил, что выступает против нового референдума о независимости Шотландии. Он подчеркнул в разговоре со Стерджен, что местные жители уже давно высказались. «Результаты референдума 2014 года были определяющими, и их следует уважать», – цитирует слова главы правительства канцелярия. Однако у Стерджен на этот счет другое мнение. В воскресенье в интервью Би-би-си она заявила, что Джонсон неправ, если думает покончить со стремлением шотландцев к независимости, просто сказав им «нет». «Вы не можете удерживать Шотландию в союзе против ее воли. Продолжение существования Великобритании возможно лишь на основании согласия», – сказала Стерджен.
Заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова Надежда Арбатова в беседе с «НГ» заявила, что, по ее мнению, один Джонсон не может помешать проведению референдума. «У него нет для этого правовых механизмов. Запретить референдум премьер-министр не может. Что Джонсону остается? Не войска же вводить», – сказала она.
Вопрос о референдуме регулируется Актом о Шотландии от 1998 года. По этому документу, согласие на волеизъявление дают две инстанции. Первая – парламент Шотландии, где большинство принадлежит ШНП. Вторая – британский парламент. Здесь ситуация сложнее. Ранее руководство Лейбористской партии высказывалось за новый референдум о независимости Шотландии. Его сторонники были и в Консервативной партии. Если шотландцы будут активно высказываться в пользу нового референдума, игнорировать их мнение Лондон не сможет.
Стерджен намерена до рождественских каникул направить кабинету министров запрос о наделении Эдинбурга правом провести новый референдум. В понедельник Джонсон должен представить свой состав правительства. Запрос из Шотландии может стать одним из первых документов, которые кабмин рассмотрит. «Безусловно, брекзит поставил под сомнение территориальную целостность Великобритании. Джонсон это осознает. Но просто так отпустить Шотландию он не может. Дело не только в том, что это подхлестнет сепаратистские настроения в Северной Ирландии, но и во множестве проблем, которые создаст распад страны. Что, скажем, делать с ядерным оружием, которое находится в Шотландии? Отдать? Выводить, тратя немалые деньги?» – говорит Арбатова. Проблемы, которые повлечет отделение Шотландии, могут повлиять на позицию Брюсселя. Пока в руководстве ЕС воздерживаются от комментариев на заявления Стерджен о новом референдуме. Однако если он станет реальностью, возможно, в Евросоюзе решат, что распад Великобритании менее выгоден Объединенной Европе, чем появление в ней нового члена – Шотландии.
комментарии(0)