Фото JC Wenga/Anadolu Agency via Getty Images
В США подан иск против компаний Apple, Alphabet (владеет Google), Dell, Microsoft и Tesla. Представители 14 семей из Демократической Республики Конго (ДРК) утверждают, что технологические гиганты знали о том, что при добыче кобальта в Африке, используемого в изготовлении аккумуляторов для сложной электроники, применялся детский труд. Однако компании не пробовали изменить ситуацию, при которой несовершеннолетние получали увечья и погибали в шахтах.
Иск против Apple, Alphabet и других компаний, круг которых может увеличиться, был подан 16 декабря в суд округа Колумбия, США. Туда конголезцы обратились в силу того, что они не доверяют коррумпированным судам своей страны, к тому же в ДРК не существует развитого трудового законодательства. Пострадавшие используют подставные имена, поскольку опасаются мести со стороны местных чиновников и предпринимателей. Интересы истцов представляет исполнительный директор организации International Rights Advocates (IRA) Терри Коллингзворс. Это не первый его процесс такого рода. IRA отделилась от International Labour Rights Forum (ILRF), защищающей права рабочих и оказывающей юридическую помощь, в 2007 году. Конкретная задача организации заключается в том, чтобы защищать рабочих от злоупотреблений и халатности преимущественно американских корпораций. IRA руководствуется законом США от 1789 года. Он позволяет подавать иски против тех, кто, находясь под юрисдикцией Соединенных Штатов, нарушает международное законодательство. IRA получила широкую известность благодаря ряду громких судебных исков.
Так, организация ведет многолетнюю, но пока бесплодную борьбу с компаниями Nestle, Cargill и Archer Daniels Midland. В их продукции используются какао-бобы, в выращивании которых участвуют дети в Кот-д’Ивуаре.
В Конго добывается 60% всего поступающего на мировой рынок кобальта. За последние два года спрос на минерал вырос втрое. По некоторым оценкам, в недрах конголезской земли хранятся ископаемые общей стоимостью 24 трлн долл. В иске утверждается, что на работах в шахтах используют детей дошкольного возраста, и их оплата труда не превышает 1–2 долл. в день.
В материалах 79-страничного искового заявления есть десятки фотографий увечий несовершеннолетних, а также говорится о множественных случаях детских смертей из-за аварий в шахтах. IRA пытается доказать, что ответственность за это несут как технологические гиганты, так и местные фирмы-посредники. Судя по предыдущим искам организации, сделать это будет непросто. В документе говорится, что британская компания Glencore, которой принадлежат шахты, продает кобальт бельгийскому трейдеру Umicore. Он, в свою очередь, реализует продукцию крупным корпорациям. Минералы им также продает китайская добывающая компания Zhejiang Huayou Cobalt. От ответчиков требуют возмещения ущерба как физическому, так и психическому здоровью потерпевших, а также создания фонда, финансирующего оказание медицинской помощи пострадавшим истцам. Кроме того, от компаний хотят выплаты задолженностей по зарплате и возмещения убытков, связанных с потерянными возможностями для обучения. Определение конкретных сумм оставлено на усмотрение суда.
Старший научный сотрудник РИСИ Алексей Андреев в беседе с «НГ» отметил, что причиной использования детского труда в ДРК является тяжелое материальное положение местных жителей. В некоторых районах детей передают на воспитание сельским старейшинам, а племенные лидеры договариваются с представителями добывающих компаний.
«Конго входит в число стран, где наиболее широко используется детский труд даже в сравнении с остальной Африкой. По данным ООН, около 40 тыс. детей занимаются добычей на кобальтовых рудниках ДРК, получая при этом мизерные деньги и нередко работая до 20 часов подряд. Но стоит отметить, что в этом регионе происходили и более страшные вещи. Когда повстанческие группировки вроде «Армии Господа» в соседней Уганде использовали детей в качестве военных, то труд давал несовершеннолетним возможность не становиться боевиками», – сказал Андреев.
Эксперт, однако, обращает внимание на то, что в ДРК тоже есть профсоюзное движение и правозащитные неправительственные организации. «На правительство оказывали давление, чтобы оно, в свою очередь, принудило добывающие компании, в основном западные, решить вопросы, связанные с детским трудом и эксплуатацией в целом: рабочим не выдают страховок, и они зачастую находятся в бесправном положении. Я думаю, что круг ответчиков из технологических компаний в этом громком деле еще будет расширяться. Однако сумеют ли истцы добиться компенсаций, сказать сложно», – заключает Андреев.
комментарии(0)