Посол Польши в Германии Юзеф Липский (второй слева). Фото Федерального архива Германии
В разгар рождественских праздников, когда поляки обмениваются кусочками облаток, в Варшаве стало известно о высказываниях президента Владимира Путина о политических маневрах Польши перед Второй мировой войной. Официальной реакции на них пока не последовало, но польские историки их не заметить не могли.
Владимир Путин в течение недели не раз высказывался о внешней политике Польши в преддверии Второй мировой войны. На Большой пресс-конференции в Москве и на встрече с лидерами СНГ в Петербурге он привел примеры сотрудничества Варшавы с гитлеровской Германией. В ответ МИД Польши опубликовал заявление, в котором выразил «тревогу и недоумение», обвинив власти РФ в пропаганде сталинского тоталитаризма и искажении исторических фактов. Однако в пространном документе, по сути, не было опровержений на конкретные замечания Путина (см. «НГ» от 23.12.19).
На расширенной коллегии Минобороны РФ 24 декабря российский президент прокомментировал дневниковую запись польского посла в Германии 30-х годов: «Он полностью солидаризировался с Гитлером в его антисемитских настроениях и, более того, за издевательство над еврейским народом пообещал поставить памятник в Варшаве». Чувствуется, что эмоции Путина били через край, когда при оценке польского дипломата он перешел на просторечие: «Сволочь, свинья антисемитская, по-другому сказать нельзя».
Речь шла о польском политике и дипломате Юзефе Липском, в 1934–1939 годах сыгравшем ключевую роль во внешней политике Польши перед войной. Именно Липский вместе с министром иностранных дел Германии Константином фон Нейратом по инициативе Гитлера и Пилсудского подписал в Берлине 26 января 1934 года Декларацию о неприменении силы между Германией и Польшей. Этот документ называют также Договором о ненападении между Германией и Польшей, или Пактом Пилсудского–Гитлера, и считают одним из первых внешнеполитических успехов немецкого правительства под руководством Гитлерa, поскольку он снимал опасения за свои восточные границы, а попутно вовлекал Польшу в союз, направленный против СССР.
Путин признался, что во время знакомства с трофейными архивными документами его поразил способ решения «еврейского вопроса» в Польше. По его словам, Гитлер сообщил министру иностранных дел, а затем послу Польши в Германии о своей идее выслать евреев в Африку, в колонии. Очевидно, Путин имел в виду депешу Липского министру иностранных дел Польши Юзефу Беку от 20 сентября 1938 года о беседе с Гитлером в Оберзальцберге, которая проходила в присутствии министра иностранных дел Германии Йоахима фон Риббентропа. В ней польский посол отмечал: «…его осенила мысль о решении еврейской проблемы путем эмиграции в колонии в согласии с Польшей, Венгрией, а может быть, и Румынией (тут я ответил, что если это найдет свое разрешение, мы поставим ему прекрасный памятник в Варшаве…)». «Вы представляете, 1938 год – выслать евреев из Европы в Африку? На вымирание! На уничтожение!» – возмущался Путин.
В Польше не любят вспоминать о кампании под лозунгом «Евреев на Мадагаскар!», появившемся перед Второй мировой войной. Распространялись плакаты, призывающие депортировать десятки тысяч евреев во время предполагаемой польской колонизации Мадагаскара, чтобы «освободить страну от еврейского влияния». После предложения французского министра заморских территорий Мариуса Муте передать Польше Мадагаскар, который в то время являлся французской колонией, идею переселения евреев на Мадагаскар поддержал Бек, который в 1935 году даже создал комиссию по решению еврейского вопроса в Польше.
«Проекты принудительной эмиграции евреев из Европы составляли компонент современного антисемитизма, Польша не была в этом вопросе исключением», – сделали вывод участники научного семинара «Евреи на Мадагаскар! Польша о национальных проблемах в 30-х годах», который проводил Еврейский исторический институт в декабре 2017 года в Варшаве.
Польский историк Кшиштоф Рак, автор нашумевшей книги «Польша – несостоявшийся союзник Гитлера», в интервью onet подтверждает приведенную цитату из депеши Липского, но считает, что ее контекст шокирует с точки зрения современных знаний. Тогда, мол, о геноциде евреев речи не шло. Рак не хочет называть Липского антисемитом, поскольку это были времена до Холокоста. И польский МИД не был антисемитским. Говорилось, что там преобладали две группы – аристократия и евреи. Обе группы сотрудничали, а Липский принадлежал к первой группе, утверждает Рак.
Высказывания президента России он называет «обычным лицемерием», основанным на прошлом самого Путина, «который с 1975 года был в КГБ, наследнике ОГПУ, отвечающем за геноцид польского народа». «Обратим внимание, как, с одной стороны, у нас есть безрассудное высказывание посла, который не знал о предстоящем геноциде, а с другой – работника организации, которая проводила чистки», – рассуждает Рак.
В свою очередь, портал Wyborcza.pl полагает, что «высказывание президента России является элементом более широкой кампании по дискредитации Польши Россией с помощью исторической политики. Путин пытается писать ее заново так, чтобы обелить свою родину в период Второй мировой войны. На своей ежегодной пресс-конференции Путин упорно подчеркивал огромную роль, которую в приведении к военной катастрофе должна была сыграть Польша с ее «чрезмерными амбициями» и «патологической русофобией».
комментарии(0)