Операция вдали от родных берегов будет непростой для турецкого спецназа. Фото со страницы ВС Турции во Flickr
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил экстренный, ранее не анонсированный визит в Тунис. Похоже, поездка турецкого лидера связана с событиями в соседней Ливии. Турция готова направить свои войска на помощь одному из участников гражданской войны, главе Правительства национального единства (ПНЕ) Ливии Фаизу Сараджу.
Официальная причина приезда Эрдогана – переговоры с президентом Туниса Каисом Саидом, избранным в октябре 2019 года и еще ни разу не общавшимся с турецким лидером. Однако состав делегации Турции вызывает большие сомнения в том, что этот визит носит ознакомительный характер. Как сообщила агентствам пресс-служба Эрдогана, президента сопровождал, помимо главы МИДа Мевлюта Чавушоглу, министр обороны Хулуси Акар, а также руководитель одной из турецких спецслужб.
За день до визита турецкого лидера его официальный представитель Ибрагим Калын сообщил на пресс-конференции в Анкаре, что Великое национальное собрание (парламент) Турции готово рассмотреть законопроект, позволяющий направить турецких военнослужащих в Ливию. По его словам, все зависит от «происходящих событий» в этой североафриканской стране. Если ситуация потребует, турецкие войска туда направятся, если нет – останутся дома. Поездка Эрдогана в Тунис свидетельствует скорее в пользу того, что Анкара выбрала путь вмешательства в ливийскую гражданскую войну.
Калын предельно четко обозначил потенциального военного противника: Ливийскую национальную армию (ЛНА) во главе с маршалом Халифой Хафтаром. Она сейчас ведет бои с силами ПНЕ, причем в последнее время действует достаточно успешно. 19 декабря Хафтар даже поставил Сараджу ультиматум, требуя освободить в течение 72 часов города Триполи и Сирт. ПНЕ ультиматум проигнорировало, и боевые действия возобновились.
Противники Хафтара объясняют его недавние успехи разбродом в рядах сторонников Сараджа, Он рассорился со своим ключевым союзником, племенем мисрата, чьи бойцы составляют наиболее боеспособную часть армии ПНЕ. Но главной причиной успехов Хафтара называют серьезную военную помощь из-за рубежа – из арабских стран, а также из России.
Эрдоган заявил 20 декабря о том, что на стороне ЛНА воюют российские граждане из ЧВК Вагнера. «Известно, кто им платит. Для нас было бы неправильно сохранять молчание по этому поводу», – сказал турецкий президент.
Москва, однако, категорически отрицает, что россияне участвуют в боевых действиях в Ливии. Так, замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков назвал домыслами сообщения СМИ о присутствии в этой стране ЧВК Вагнера и о потерях, которые понесли россияне в боях с армией ПНЕ.
Интересно, что в ходе своей пресс-конференции Калын не говорил об участии российских граждан в боевых действиях в Ливии. При этом он раскритиковал Россию, Египет и ОАЭ за поставку Хафтару оружия. По его словам, это не способствует мирному процессу в Ливии и саботирует переговоры по урегулированию ситуации, которые идут по линии ООН.
Необходимо заметить, что, в отличие от многих других стран, Турция с недавних пор поддерживает своих фаворитов в Ливии открыто. Еще в ноябре Эрдоган провел переговоры с Сараджем и подписал меморандумы о взаимопонимании по морским зонам в Средиземном море и о сотрудничестве в военной сфере. Первый документ ряд государств расценили как шаг по признанию турецкой сферы влияния в регионе, второй – как свидетельство скорого вторжения турецких войск в Ливию.
Развитие событий в этой стране вызывает в последнее время большую озабоченность мирового сообщества. Так, 25 декабря во время визита Эрдогана в Тунис состоялся телефонный разговор главы МИД РФ Сергея Лаврова и руководителя внешнеполитического ведомства Италии Луиджи Ди Майо, где, как сообщается, обсуждалась ситуация в Ливии. В МИД РФ подчеркивают, что разговор инициировала итальянская сторона.
Старший научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности МГИМО Юлия Кудряшова полагает, что участие Турции в боевых действиях в Ливии возможно только в ограниченных масштабах. «На полномасштабную операцию Анкара, по крайней мере в одиночку, без союзников, вряд ли пойдет. Все-таки Ливия находится вдалеке от Турции, условия там отличаются от Сирии и Ирака, где турецкие войска привыкли действовать. Если Эрдоган и вмешается в ливийскую гражданскую войну, то ограниченными силами, скорее чтобы обозначить свое присутствие в стране, нежели, чтобы уничтожить соперников Сараджа», – сказала она «НГ».
комментарии(0)