На фото дворец Амина в Кабуле. Фото Gettyimages
Сорок лет назад началась специальная военно-политическая операция Советского Союза в Афганистане. Она длилась 10 лет, с 1979-го по 1989 год. Дискуссия о различных аспектах и закулисных причинах этой спецоперации по сей день находится на уровне повседневного и, зачастую, ненаучного, необъективного спора. Причем, это касается не только России и других республик бывшего СССР.
Так, например, западные историки уверены, что полностью осведомлены о причинах, мотивах и механизме отправки советских войск в Афганистан. Их оценки при этом опираются на несколько главных утверждений.
Первое – решение об отправке советских войск в Афганистан якобы было принято только четырьмя членами Политбюро ЦК КПСС - руководителем советского государства Леонидом Брежневым, председателем КГБ Юрием Андроповым, министром иностранных дел Андреем Громыко и министром обороны Дмитрием Устиновым.
Второе – этот шаг не учитывал особенностей Афганистана и возможные последствия принимаемого решения для Советского Союза.
Третье – съезд народных депутатов СССР на своем заседании в декабре 1989 года в Москве назвал политической ошибкой и решительно осудил отправку советских войск в Афганистан.
Однако реальные факты говорят как раз о другом.
Под постановлением «О ситуации в Афганистане», принятом 12 декабря 1979 года, свои подписи поставили все без исключения члены Политбюро ЦК КПСС. Тем самым выразив единодушное согласие по вопросу отправки советских войск в Афганистан.
Документальные свидетельства говорят о том, что руководством СССР учитывались не только особенности Афганистана, но также вероятные негативные и неприятные для Москвы последствия принимаемого решения. В частности, в Кремле понимали, что отправка войск в Афганистан может привести к дискредитации авторитета СССР и подрыву доверия к Советскому Союзу на мировой арене. Кремлевские аналитики полагали также, что, по всей вероятности, советские войска на определенном этапе начнут воевать с афганским народом.
Тем не менее, Москва не отказалась от проведения спецоперации в Афганистане, а в приказе Минобороны СССР были четко закреплены дата и время пересечения советско-афганской границы - 25 декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени.
27 декабря 1979 года специальные подразделения КГБ СССР, ГРУ и воздушно-десантных войск провели в Кабуле спецоперацию под названием «Шторм-333», целью которой было взятие дворца Тадж-Бек и замена главы государства Хафизуллы Амина на новое лицо – Бабрака Кармаля.
К середине января 1980 года из СССР в Афганистан были отправлены три дивизии, одна бригада, два отдельных полка, а также несколько частей и соединений 40-й армии. В июне того же года к этому были добавлены еще одна дивизия и два отдельных полка. Общее число советских военнослужащих, находящихся в Афганистане, достигло к середине 1980 года 81 тыс. 800 чел.
Через пять лет, в 1985 году, 40-я армия в Афганистане состояла уже из 4-х дивизий, 5-ти бригад, 4-х отдельных полка, 6-ти отдельных батальонов, 4-х отдельных полков ВВС, 3-х отдельных вертолетных полков, а также медицинских, строительных, ремонтных, тыловых, логистических и других подразделений. Общее число советских военнослужащих в Афганистане достигло 108 тыс. 800 чел. Всего через афганскую эпопею в рядах 40-й армии с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года прошла 641 тыс. советских военнослужащих.
Один из главных просчетов и основная причина неудач «афганского проекта» тогдашнего руководства Советского Союза заключались в неспособности, неумении Москвы донести до населения Афганистана истинные цели своей «спецоперации». Лидеры СССР, советские пропагандисты, не смогли объяснить и убедить афганцев в том, что целью Москвы не является завоевание и колонизация Афганистана.
Нередко приходится слышать от российских и западных специалистов, что съезд народных депутатов СССР якобы категорически осудил отправку советских войск в Афганистан, заявив, что данный шаг находился в противоречии с законом и являлся безнравственным. Однако такие утверждения, мягко говоря, далеки от реальности.
В тексте постановления съезда народных депутатов, посвященного политической оценке решения об отправке советских войск в Афганистан в декабре 1979 года, говорится, что, комитет по международным связям Верховного Совета СССР, проанализировавший это решение, считает его «заслуживающим политического и нравственного осуждения». Какого-либо категорического, осуждающего вывода сделано не было: слово «заслуживает» не означает, что съезд народных депутатов СССР решительно осудил отправку советских войск в Афганистан и согласился с тем, что якобы данный шаг был политической ошибкой.
Более того, 24 декабря 2014 года влиятельная депутатская группа в Госдуме РФ под руководством ветерана афганской войны Франца Клинцевича выступила с предложением пересмотреть постановление съезда народных депутатов СССР 1989 года о политической оценке ввода войск в Афганистан и даже аннулировать его.
Представляется, что при анализе причин отправки советских войск в Афганистан следует учитывать обстановку того периода и, прежде всего, холодную войну между СССР и США, которая определяющим образом влияла на международные отношения. Если мы не будем учитывать политические условия и общую расстановку сил в регионе и мире в целом, анализировать их без эмоций, объективно и хладнокровно, мы не сможем выяснить фундаментальные, коренные причины отправки советских войск в Афганистан. Великие державы того периода старались как могли увеличить число своих сторонников среди разных государств, и «борьба за Афганистан», очевидно, была частью этого глобального соперничества.
Горячие дискуссии об отправке советских войск в 1979 году в Афганистан и десятилетнее военно-политическое советское присутствие в Афганистане до сих пор продолжаются и в Москве, и в Кабуле. К сожалению, большая часть публикаций и выступлений на этот счет ангажированы и имеют идеологическую подоплеку, они далеки от объективного, нейтрального, беспристрастного и научно-обоснованного взгляда на проблему.
Представляется, что события, которые 40 лет назад стали причиной отправки советских войск в Афганистан, должны пройти период академического анализа и оценки, в которых должны учитываться исключительно объективные факты. Это важно не только для установления исторической правды, но и для актуальной политической ситуации, ведь Афганистан остается уникальным историческим феноменом, который играет важную роль в геополитических изменениях в мире последние 200 лет. И, очевидно, будет эту роль продолжать играть дальше.
Адекватный взгляд на прошлое, настоящее и будущее достигается с помощью научных, объективных методов политических, исторических и социальных исследований, а не путем фальсификаций, эмоций и сочинения мифов и легенд. Сегодняшний юбилей последнего «афганского проекта» СССР это лишний раз подтверждает.
комментарии(0)