В Фордо способны за кратчайшие сроки обогатить уран до 20%. Фото с сайта irna.ir
Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) – находится под угрозой срыва. Обвинения Западом Ирана в атаке 14 сентября на нефтеперерабатывающие предприятия Saudi Aramco завели ситуацию в тупик. Вашингтон требует от Ирана выполнения СВПД и сворачивания ракетной программы, в то время как Тегеран хочет отмены санкций, но постепенно отходит от своих обязательств по «ядерной сделке».
8 мая, ровно через год после одностороннего выхода США из соглашения по инициативе президента Дональда Трампа и возобновления санкций, Тегеран объявил о снятии с себя части обязательств по «ядерной сделке», в частности превысив допустимое количество низкообогащенного урана в 300 кг. Затем он стал сокращать обязательства каждые 60 дней, требуя отмены санкций.
Вторым шагом в июле стало обогащение урана выше уровня 4,5%. Далее в ход пошли более серьезные меры: в сентябре правительством в одностороннем порядке был снят запрет на исследования и разработку новейших центрифуг, а через два месяца было объявлено о газификации 1044 центрифуг на объекте в Фордо под наблюдением МАГАТЭ. Американцы восстановили санкции в отношении объекта, а Россия отказалась продолжать его модернизацию, которая будет завершена иранской стороной самостоятельно.
Европейские партнеры пытались переубедить Тегеран в его намерениях по постепенному выходу из СВПД. Был создан механизм INSTEX, призванный обойти санкции США и обеспечить поставку в Иран лекарств и продовольствия. Однако INSTEX не позволял Тегерану продавать нефть. Если до момента выхода США из СВПД Иран экспортировал 2,5 млн барр. нефти в сутки, то в мае 2019 года – всего 500 тыс. барр.
По некоторым данным, к осени 2019 года Трамп собирался смягчить санкции. Однако ситуация резко изменилась 14 сентября. Тогда было совершено нападение беспилотников на два предприятия компании Saudi Aramco. Впрочем, Саудовская Аравия сумела быстро восстановить добычу нефти.
Проигравшей же стороной оказался Иран, на Западе его обвинили в атаке. В итоге от Тегерана стала отворачиваться даже Европа, и только президент Франции Эмманюэль Макрон все так же безуспешно пытался спасти СВПД. При этом в начале декабря стало известно, что эксперты ООН не смогли найти иранского следа в инциденте.
Другим значимым событием стали масштабные акции протеста, начавшиеся в ноябре после трехкратного повышения цен на бензин, в которых приняло участие примерно 85 тыс. человек. Организация «Международная амнистия» заявила о том, что в ходе подавления беспорядков погибло не менее 304 человек. Эту цифру иранские власти опровергли; по их данным, в протестах погибли 12 человек. Власти пошли на некоторые уступки гражданам, пообещав выделить субсидии 19 млн беднейшим иранцам.
Хотя президент Хасан Рухани заявил о том, что бюджет на 2020 год составлен так, что санкции окажут минимальное влияние, американские ограничения в минувшем году нанесли Ирану ощутимый ущерб. По оценкам МВФ, ВВП страны снизился на 9,5%, инфляция составила примерно 36%, а уровень безработицы достиг 12% и 30% среди молодежи.
комментарии(0)