Самолеты с авиносца Harry Truman в любой момент готовы нанести удар по объектам в Иране. Фото с сайта www.navy.mil
Вряд ли можно назвать выступление президента Дональда Трампа по поводу иранской ракетной атаки на военные базы США в Ираке примирительным. Решение Вашингтона не отвечать пока на агрессию Тегерана против американских объектов в Эйн-аль-Асаде и Эрбиле вовсе не означает, что Соединенные Штаты изменили свои планы устранить нынешний политический строй и уменьшить военный потенциал Ирана. «Пока я президент США, Ирану не будет позволено иметь ядерное оружие», – сказал Трамп в начале своего выступления в среду. Эта ключевая фраза свидетельствует о дальнейших военных планах и действиях, которые может предпринять администрация Трампа в ближайшее время.
Призвав страны, подписавшие ядерное соглашение с Ираном, выйти из него, Трамп дал понять, что США продолжат гибридную войну против своего главного врага на Ближнем Востоке. Мир слишком долго соглашался с действиями Ирана, но «эти дни прошли», сказал Трамп, сообщив, что его администрация в данный момент рассматривает возможные варианты ответа на атаку Ирана, включая дополнительные экономические санкции. Они «будут действовать, пока Иран не изменит свое поведение», – отметил президент США. То есть американский лидер по-прежнему не исключает возможности применения военной силы против Ирана. И в первую очередь она будет направлена на недопущение развития в Иране ядерных программ, в том числе, возможно, физическое уничтожение связанных с ней ядерно-технических объектов в Натанзе, Фордо, Араке и Исфахане. Пока эти программы по-прежнему находятся под пристальным вниманием МАГАТЭ. Но американцы могут этого «не заметить», если Иран будет продолжать боевые действия против объектов США. Сейчас, после обострения конфликта, угроза уничтожения ядерной инфраструктуры Ирана в возможных ответных действиях Пентагона весьма велика.
И видимо, формирование такой обстановки было одной из главных целей администрации Трампа, когда оно приняло решение об убийстве генерала Касема Сулеймани. Вряд ли можно согласиться с утверждением Трампа, что ликвидация главы спецподразделения «Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана якобы была предпринята только в оборонительных целях и как месть за штурм американского посольства и уничтожение американских граждан шиитскими боевиками. Причастность Сулеймани к этому процессу не доказана.
В то же время, как видно из заявлений руководителей США, идея ликвидации Касема Сулеймани возникла относительно давно. Газета Washington Post со ссылкой на высокопоставленные анонимные источники сообщила, что госсекретарь США Майкл Помпео в течение нескольких месяцев уговаривал Дональда Трампа устранить этого иранского генерала. Майкл Помпео, который в 2017–2018 годах руководил Центральным разведывательным управлением, как никто другой знал, что Сулеймани играл ключевую роль в руководстве Ирана и рассматривался как преемник духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Его устранение резко усилило антиамериканские настроения в шиитских кругах. Трамп и его окружение не могли не знать об этом. То есть они преднамеренно обострили ситуацию в Ираке и Иране одновременно.
Хаменеи после убийства своего возможного преемника первым пообещал США отомстить за смерть Сулеймани: «Жесткая месть ожидает тех, на чьих руках осталась его кровь, как и кровь других мучеников». В таком же тоне высказывались и высказываются все официальные иранские руководители. И ракетная атака Ирана ночью 8 января – это, возможно, только начало процесса, связанного с реализацией установок духовного лидера страны, добивающегося полного вывода войск США из Ближневосточного региона. Уход США из Ирака – это, конечно же, утопия. Но вряд ли невыполнение этого требования можно рассматривать как реальный призыв Тегерана начать открытую войну против США и других врагов Ирана. В руководстве этой страны хорошо понимают, что развязывание полномасштабных боевых действий против американцев и их союзников, причастных к убийству главы спецподразделения «Кудс», приведет к началу реальной войны США против шиитских формирований на всем Ближнем Востоке и поражению Ирана, поскольку боевой потенциал Соединенных Штатов на порядок выше иранского. Но организовать какие-либо диверсии и ракетные атаки против США, в которых трудно будет обвинить Иран, они, видимо, могут.
И именно этого, похоже, добивается администрация Трампа, чтобы уже обоснованно реализовать свои планы против иранского режима. Дональд Трамп и глава военного ведомства США уже заявили, что не выведут свои войска из Ирака, как потребовал этого иракский парламент. Более того, они перегруппировываются и усиливают свои военные формирования на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии и Ираке. Шеф Пентагона Марк Эспер сообщил о переброске в первые дни нового года в регион Ближнего Востока 750 военнослужащих. Чуть позже оборонное ведомство США заявило, что в общей сложности в ближайшее время в регион будет отправлено не менее 3 тыс. американских солдат и офицеров. Перебрасывают войска на Ближний Восток и некоторые союзники США, в том числе Великобритания. В основном эти военнослужащие усилят военные базы США в регионе. Американские СМИ также сообщили, что США начали переброску стратегических бомбардировщиков B-52 на базу на острове Диего-Гарсия в Индийском океане, то есть поближе к территории Ирана.
Надо учитывать и то обстоятельство, что в Аравийском море сейчас развернута авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем USS Harry Truman. В ее состав входят ракетный крейсер ВМС США USS Normandy, несколько эсминцев, в том числе эсминец противоракетной обороны USS Ross, а также ударная атомная подводная лодка (АПЛ) USS Florida, оснащенная 154 крылатыми ракетами Tomahawk. Ракетный крейсер ВМС США USS Normandy имеет на вооружении более 120 ракет Tomahawk, а также противолодочные – ASROC; зенитные управляемые ракеты «Стандарт-2» и «Стандарт-3» и торпеды. Как ранее сообщали СМИ, на авианосце «Гарри Трумэн» базируется 1-е авиакрыло палубной авиации ВМС США. В него входят четыре эскадрильи многоцелевых истребителей-бомбардировщиков (48 самолетов F/A-18E/F «Супер-Хорнет» и F/A-18C «Хорнет»), эскадрилья радиоэлектронной борьбы со средствами ПВО противника (4 самолета типа EA-18G «Гроулер»), эскадрилья дальнего радиолокационного обнаружения (5 самолетов ДРЛО типа E-2D «Хокай»), две вертолетные эскадрильи (8 противолодочных вертолетов типа SH-60F «Си Хок» и 4 многоцелевых вертолета типа MH-60R «Си Хок») и отряд военно-транспортной авиации (2 самолета типа C-2A «Грейхаунд»).
Этих средств достаточно, чтобы нанести ощутимые удары по важным стратегическим объектам Ирана, в том числе и по его атомной промышленной инфраструктуре. Боевые части ракет Tomahawk и вооружение многоцелевых истребителей-бомбардировщиков могут быть оснащены ядерными боезарядами. Этот боевой потенциал США у границ Ирана создавали заранее, что говорит о том, что готовность к нанесению ударов по этой стране планировалась Пентагоном давно. И неслучайно Дональд Трамп уже пригрозил 52 ударами по иранским целям в случае ответных операций, о возможности которых заявили в Тегеране. Пока возможность таких ударов США как бы заморозили и предлагают «серьезные переговоры с Ираном без предварительных условий, чтобы предотвратить дальнейшие угрозы международному миру и безопасности или эскалации со стороны иранского режима».
Зная жесткие установки аятоллы Али Хаменеи по поводу мести за убийство генерала Сулеймани, трудно поверить в то, что Иран пойдет на такие переговоры. В то же время остается большая вероятность уничтожения американских солдат и офицеров в Сирии и Ираке не только иранскими ракетными ударами, но и путем диверсий, которые могут устроить многочисленные проиранские шиитские формирования, действующие в регионе. Вице-президент США Майкл Пенс в интервью CBS News сообщил, что «администрация США располагает обнадеживающими сведениями по поводу того, что в настоящее время Тегеран пытается сдерживать эти «прокси-силы» и просит их не атаковать американцев». Однако такие утверждения имеют вероятностный характер и, конечно, есть формирования, которые не подчиняются напрямую руководству КСИР и могут действовать в отношении военнослужащих США самостоятельно. Возможны и провокации, связанные с преднамеренным убийством военнослужащих Пентагона, способные привести к масштабному военному ответу США по иранским объектам.
Таким образом, есть много обстоятельств, свидетельствующих о том, что обстановка на Ближнем Востоке и дальше будет обостряться. Вероятность военных действий в данном регионе весьма велика. Хотя вряд ли США развяжут полномасштабную сухопутную операцию. Пока есть возможность, они будут душить Иран экономически, а при случае, когда последуют новые убийства солдат Пентагона, развяжут локальную ракетную войну, чтобы уничтожить ядерно-технический и оборонный потенциал Исламской Республики. При этом ответные действия Ирана могут быть эффективны при проведении на американских объектах диверсий, неожиданных ракетных обстрелов, применения ударных беспилотников с близкого расстояния и т.п. Иран может заминировать Персидский залив, попытаться бомбить Израиль, уничтожить энергетические объекты союзников США на Аравийском полуострове, создав мировой экономический кризис и т.д. Так что прогнозы тут весьма неутешительные.
комментарии(0)