Будущее североафриканской страны обсуждалось в российской столице. Фото Reuters
Россия делает ставку на мирное разрешение конфликта в Ливии. В Москве предпринята попытка убедить договориться друг с другом ключевых участников гражданской войны в этой североафриканской стране: лидера Правительства национального единства (ПНЕ) Фаиза Сараджа и главу Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифу Хафтара.
Переговоры в Москве, явно готовившиеся не один день, не анонсировались ни российским МИДом, ни ливийцами. Видимо, до самого последнего момента не было ясно, пойдут ли на них Сарадж и Хафтар. Сам по себе факт переговоров этих двух лидеров являлся бы дипломатическим успехом как России, так и Турции – второй страны-посредницы внутриливийского диалога. Помимо Сараджа и Хафтара в Москву прибыли турецкие министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и министр обороны Хулуси Акар. Здесь они провели переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и главой Минобороны Сергеем Шойгу.
Оба ливийских лидера прибыли в Москву. Только к концу дня член одной из структур ПНЕ глава Высшего государственного совета Ливии Халед аль-Мишри сообщил, что Сарадж от личных переговоров со своим противником отказывается. Он готов беседовать только с российскими и турецкими коллегами.
Ситуация напоминает переговоры участников сирийской гражданской войны, которые также общаются друг с другом через посредников. По словам старшего преподавателя Школы востоковедения факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрея Чупрыгина, решение Сараджа отказаться от личного общения с Хафтаром было ожидаемым. В беседе с «НГ» эксперт напомнил, что оба лидера встречались в феврале прошлого года в ОАЭ. По итогам этой встречи Сарадж и Хафтар договорились об участии в мирной конференции под эгидой ООН в ливийском городе Гадамес. Однако в апреле ЛНА начала наступление на Триполи.
«Сарадж считает, что Хафтар его обманул. Теперь условием личных переговоров он называет отвод бойцов ЛНА от Триполи. А это категорически не устраивает Хафтара. Слишком много сил он потратил на то, чтобы приблизиться к столице», – считает Чупрыгин. По его мнению, Хафтар пошел на переговоры в Москве под значительным давлением со стороны России, ОАЭ и Египта. Глава ЛНА нацелен на захват Триполи. Поэтому вряд ли любые мирные договоренности с его участием будут прочными, считает эксперт.
Детали соглашения, которое предполагалось обсудить в российской столице накануне, со ссылкой на свои источники, изложил телеканал Al-Arabiya. По его данным, московскими договоренностями предусмотрен отвод враждующих сил и международный контроль над режимом прекращения огня со стороны ООН и России, которая получит право отправлять инспекции для мониторинга.
Важно, что в соответствии с соглашением контроль над газовыми и нефтяными месторождениями останется за ЛНА. Сейчас в ее руках почти полностью находится «нефтяной полумесяц» – район вблизи города Сирт. Там сосредоточено почти 80% доказанных нефтяных запасов страны. Правда, экспорт нефти для Хафтара сопряжен с немалыми трудностями. С учетом того, что Ливия не связана трубопроводами со странами-соседями, торговля углеводородами здесь невозможна иначе как по морю. Но не все порты с нефтяными терминалами в руках ЛНА. Кроме того, на уровне ООН признано только одно правительство – ПНЕ. Подконтрольный Хафтару парламент, заседающий в Тобруке, торговать нефтью не имеет права, хотя де-факто ЛНА этой торговлей занимается. По соглашению, порты, как аэро-, так и морские, будут находиться «под международным наблюдением». Предполагается, что такой раздел сфер влияния будет выгоден и Хафтару, и Сараджу, так как позволит им совместно участвовать в эксплуатации природных ресурсов.
Особый пункт соглашения касается Турции. В начале января военные этой страны прибыли в Триполи по приглашению правительства Сараджа. Численность турецкого контингента пока невелика, и он не рассчитан на ведение наступательных операций. Судя по заявлениям представителей ПНЕ, в него входят в основном бойцы сил ПВО, что логично: Хафтар имеет неоспоримое превосходство по авиации. Его ВВС периодически бомбят Триполи, не встречая особого сопротивления. Соглашение предусматривает мораторий на дальнейший ввод турецких войск в Ливию. Значит, защитить Триполи они смогут, а наступать – едва ли.
Предполагается, что процесс ливийского мирного урегулирования будет продолжен на конференции в Берлине, в которой примут участие как представители стран-посредников, так и конфликтующие стороны. В СМИ называлась ее дата – 19 января. На этот день намечен визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Берлин. Однако представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт заявил журналистам в понедельник, что, хотя конференция готовится, ее точная дата еще не определена. Между тем Эрдоган заявил, что переговоры в Москве прошли «в положительном ключе» и выразил уверенность, что соглашение по мирному урегулированию в Ливии будет подписано «в ближайшее время».
комментарии(0)