Поддержка арабских стран воодушевляет Хафтара и его соратников. Фото со страницы Ливийской национальной армии в Twitter
Продолжение боев в Ливии продемонстрировало, что усилиями РФ и Турции прекратить войну в бывшей Джамахирии нельзя. Накануне противники командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара опять обвинили его в нарушении режима прекращения огня. Опрошенные «НГ» эксперты полагают, что наступление продолжается по воле региональных партнеров Хафтара.
О том, что ЛНА нарушает договоренности, объявила Турция. Общаясь с журналистами на борту самолета по пути в Гамбию, президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Для того чтобы в Ливии воцарился мир, необходимо остановить Хафтара». Эрдоган сослался на слова официального представителя ЛНА генерала Ахмеда аль-Мисмари, который сказал, что переговоры в Москве о судьбе Ливии нужны были не для достижения устойчивого «режима тишины», а для прояснения позиции. «Это очень важный момент. Он (аль-Мисмари. – «НГ») также сказал, что урегулирование висит на волоске. Эти заявления – признание, свидетельствующее об истинных намерениях Хафтара», – приводит агентство Anadolu слова Эрдогана.
Этому предшествовало выступление международно признанного Правительства национального согласия (ПНС). «ПНС на фоне продолжающихся нарушений будет вынуждено пересмотреть свое участие в любых диалогах и возложить на спонсоров перемирия всю ответственность за несоблюдение стороной-агрессором своих обязательств, – говорится в коммюнике триполийского кабинета министров. – Мы подписали соглашение о прекращении огня в ответ на их усилия и в знак признания их авторитета». В заявлении содержится призыв к участникам прошедшей накануне в Берлине конференции по Ливии «взять на себя ответственность за нарушения» со стороны ЛНА.
Режим тишины был согласован первоначально с Анкарой и Москвой. Если Анкара выступает патроном ПНС, то Москва считается покровительницей Хафтара, хотя и отрицает это. С учетом того, что ЛНА обладает поддержкой влиятельных региональных держав (Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), «камерная» сделка РФ и Турции не могла не вызвать недоумения в арабских столицах. Издание Al Araby Al Jadeed сообщало, что египетский президент Абдель Фаттах ас-Сисси в телефонном разговоре с Владимиром Путиным выразил разочарование тем, что Каир не только не был проинформирован о сделке с Анкарой, но и не допущен к разработке договоренностей.
Источники издания Middle East Eye в Египте и Алжире после этого сообщили, что Египет рассматривает вариант сократить поддержку Хафтару из-за провала наступательной операции на Триполи. Повлиял ли на это напряженный разговор между президентами РФ и Египта, неясно. Можно предположить, что вопросы Москве могли бы задать и аравийские столицы, симпатизирующие Хафтару. Тем не менее дипломатический источник «НГ» в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива заявил, что российско-турецкий диалог по Ливии не ухудшит отношения РФ с Саудовской Аравией и ОАЭ. Они «не будут вмешиваться, потому что хотят развивать хорошие отношения с Россией», сказал собеседник «НГ».
Старший аналитик Международной кризисной группы Клаудия Газзини, в 2017–2018 годах занимавшая пост помощницы спецпредставителя генсека ООН по Ливии, заявила «НГ», что арабские партнеры Хафтара продолжат поддерживать наступление. «Соглашения только между Анкарой и Москвой по Ливии и использования ими своих инструментов давления на ливийских партнеров недостаточно для того, чтобы закончить войну, – отметила Газзини. – Для РФ не представляет экзистенциальной проблемы то, что турецкие военные могут высадиться в Ливии. Для кого это действительно экзистенциальная проблема, так это для Каира, Абу-Даби и Эр-Рияда. Они имеют исторически враждебные отношения с Турцией».
Газзини подчеркивает: идея отправки турецких войск и лояльных им сил в Северную Африку не может рассматриваться в Египте, ОАЭ и Саудовской Аравии положительно. «Однако ситуация, как кажется, складывается таким образом, что Россия пытается согласовать двусторонние соглашения с Турцией, не информируя страны Персидского залива и Египет», – говорит аналитик. По словам Газзини, Анкара и Москва, вероятно, ведут торг о взаимных уступках по Ливии и Сирии. «Понятно, что ситуация в Идлибе (мятежная сирийская провинция, которая находится в зоне ответственности Турции. – «НГ») может быть сбалансирована в пользу России, в то время как Турция получит уступки по Ливии».
Руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития и эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов в разговоре с «НГ» также связал продолжение наступательных действий со стороны ЛНА с позицией арабских покровителей Хафтара. «Они хотят продолжать эти операции, – выразил уверенность эксперт. – Никакой исход их не устраивает. У тех, кто делает ставку на Хафтара, другого сценария нет. Любое проведение выборов может закончиться не в пользу Хафтара и сил в Тобруке, потому что большинство населения находится в Триполи». Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ продолжат действовать в соответствии со своей линией, говорит аналитик.
Однако Семенов делает оговорку: неизвестно, насколько была велика российская поддержка сил ЛНА. Эксперт упоминает французскую газету Monde, которая 24 января со ссылкой на свои источники сообщала о том, что частная военная компания (ЧВК) Вагнера, считающаяся кремлевским проектом, действовала в Ливии на средства Саудовской Аравии. Издание утверждало, что ливийская кампания оказалась для Москвы не столь затратной, как можно было бы предполагать. Семенов в то же время считает логичным, что сделка по Ливии состоялась между Москвой и Анкарой. «Стержень всего возвращения РФ на Ближний Восток – это российско-турецкие отношения. Остальное – следствие», – заключил эксперт.
комментарии(0)