Пока политики ведут переговоры, беженцы покидают районы боев. Фото Reuters
В Москве идут переговоры между делегациями России и Турции. Их тема – стремительно обостряющаяся ситуация в сирийской провинции Идлиб, которую войска Башара Асада, по-видимому, собираются окончательно взять под свой контроль. Турецкие власти, в свою очередь, категорически требуют, чтобы сирийские правительственные войска остановили наступление и вернулись на исходные позиции.
О том, что в Москву в понедельник, 17 февраля, едет делегация его страны, сообщил журналистам в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Тема переговоров – ситуация в Идлибе. Чавушоглу особо обратил внимание на то, что официальная Анкара готова «предпринять необходимые меры», если дипломатические усилия не дадут результата.
О каких мерах идет речь, можно судить по сделанным ранее заявлениям турецких чиновников, в частности, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который обещал еще до конца февраля убрать «силы режима» Асада из Идлиба, если они сами оттуда не уйдут. Турецкий ультиматум подкреплен переброской войск этой страны. В районе Идлиба уже сосредоточено около 200 единиц бронетехники ВС Турции, сообщают информационные агентства. Так, в понедельник на границу с Сирией была переброшена колонна из 150 тягачей с самоходными артиллерийскими установками, БТР и танками. В турецкую провинцию Хатай перебрасываются грузовики с боеприпасами и солдаты.
По информации источника «НГ», Чавушоглу во время Мюнхенской конференции по безопасности обратился к министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову с просьбой о переговорах. Беседа глав дипломатических ведомств двух стран состоялась 15 февраля. А в Москве прошли переговоры, где обе делегации возглавляли чиновники рангом пониже. Агентство Anadolu утверждает, что турецкую делегацию возглавлял заместитель министра иностранных дел Седат Онал. Сами переговоры идут в здании российского МИДа. Как сообщает агентство, в состав и российской, и турецкой делегации входили представители Министерств обороны, спецслужб и дипломаты. Вечером в понедельник МИД Турции сообщил, что переговоры продолжатся во вторник. Видимо, они проходили непросто.
Турецкой стороной подчеркивается, что в это уже второй раунд переговоров. В Анкару 8 февраля, через несколько дней после того, как сирийские правительственные войска начали наступление в Идлибе, вступив в бой с турецкими солдатами и убив восемь из них, приехала российская делегация, которую возглавляли спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев и замглавы МИД Сергей Вершинин. С турецкой стороны переговоры вела группа представителей разных ведомств во главе с тем же Оналом. Беседа длилась три часа, однако каких-либо устроивших Турцию результатов достичь не удалось.
В понедельник Лавров, предваряя московские переговоры, дал весьма оптимистический комментарий относительно развития ситуации в Идлибе. «Военные представители и РФ, и Турции, которые находятся на земле в Сирии в районе Идлиба, в постоянном контакте между собой рассматривают изменения в обстановке. У них есть, как мы слышали от наших военных, от турецких военных, полное понимание между собой. Надеюсь, что они смогут презентовать идеи, которые позволят деэскалировать эту ситуацию на основе тех договоренностей, которые были достигнуты между президентами России и Турции», – сказал министр.
Таким образом, в Москве отрицают, что конфликт сил Асада и Эрдогана может перерасти в российско-турецкое противостояние. «Не конфронтация, а компромисс, конечно, отвечает интересам Кремля. Россия не может пожертвовать тем потенциалом отношений с Турцией, который сейчас наработан. Но также понятно, что Башар Асад на отвод войск из Идлиба едва ли согласится», – сказал «НГ» руководитель центра «Европа – Ближний Восток» Института Европы РАН Александр Шумилин.
Он отмечает, что конфликт в сирийской провинции носит и для сирийских, и для турецких властей принципиальный характер. Для Асада важно уничтожить неподконтрольный анклав. Учитывая, что наступление правительственных войск развивается успешно, он не хочет отходить. А для Эрдогана сдача Идлиба будет серьезным ударом по престижу. Кроме того, он рассматривает наступление сирийских войск как нарушение сочинских договоренностей 2018 года. Согласно им, в Идлибе должна находиться демилитаризованная зона.
Впрочем, президент Ирана Хасан Рухани указал своему турецкому коллеге на другой аспект мирного урегулирования, который не отрицается и в Анкаре. «Господин Эрдоган на всех встречах открыто указывал на две вещи – на единство Сирии и то, что вся сирийская территория страны должна находиться под контролем правительства Сирии», – сказал руководитель страны–союзницы Асада. Правда, власти Турции по-прежнему отказывают действующим сирийским властям в легитимности. Так что «отдать под контроль Дамаска» и «отдать под контроль Асада», с точки зрения Эрдогана, – утверждения разные.
комментарии(0)