На фото шеф Пентагона Марк Эспер. Фото Yasin Ozturk/Anadolu Agency via Getty Images
Правительство национального согласия (ПНС) в Триполи выступает за возобновление военного присутствия США в Ливии. С таким заявлением в интервью Bloomberg выступил министр внутренних дел ПНС Фатхи Башага, который, в частности, предложил Пентагону восстановить на ливийской территории работу своих военных объектов. Это, по словам министра, поможет оборонному ведомству США эффективно противодействовать росту российского и китайского влияния в Африке.
ПНС во главе с Фаизом Сарраджем не будет против, если США захотят базироваться в Ливии, подчеркнул Башага. «Ливия играет важную роль в Средиземноморье: страна располагает нефтью, побережьем протяженностью 1,9 тыс. км и портами, что дает России основания считать ее воротами в Африку, – пояснил министр.
– Если США попросят базу, то наше правительство не станет возражать, потому что такая база будет предназначена для борьбы с терроризмом, организованной преступностью и для сдерживания дистанционного вмешательства других стран. Американская база приведет к стабильности». Башага выразил надежду, что задуманная Пентагоном перегруппировка войск коснется Ливии таким образом, чтобы не дать места россиянам.
Башага заявил, что цель российских сил в Ливии заключается не просто в поддержке командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара, за которого также выступают могущественные монархии Персидского залива. «У России крупная стратегия в Ливии и в Африке», – отметил представитель ПНС. Башага рассчитывает на то, что американское руководство больше не будет заострять свое внимание на нападении 11 сентября 2012 года на дипломатическое представительство США в Бенгази, в результате которого был убит посол Кристофер Стивенс и еще трое граждан США. «Все ливийцы сожалеют об этом. Это нападение совершила малочисленная группа преступников, а не ливийский народ», – подчеркнул Башага.
Администрация президента США ранее анонсировала планы перегруппировать силы по всему миру таким образом, чтобы лишить Россию и Китай возможности расширять свое влияние. В частности сообщалось, что шеф Пентагона Марк Эспер рассматривал вариант увеличить американское военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счет сокращения контингента в других точках планеты. Правда, по этим данным, Пентагон обдумывает сценарий со значительной оптимизацией сил, дислоцированных в ряде стран на западе Африки, и даже с полным выводом их из этого региона. Несмотря на то что в январе этого года Эспер заявил, что США не будут полностью выводить свои войска из Африки, окончательного решения еще нет.
В разговоре с «НГ» старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Григорий Лукьянов обратил внимание на то, что Башага имел в виду не создание новой военной базы, а восстановление американского военного присутствия, которое имело место до вспышки боевых действий в апреле 2019 года. «До этого на территории Триполи базировались наблюдательные подразделения США, которые координировали вместе с местными органами безопасности борьбу против терроризма, – напомнил аналитик. – Этот центр занимался постоянным мониторингом и, по словам США, координацией ударов по силам «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ. – «НГ»). В 2019 году эти силы были эвакуированы».
По словам эксперта, в заявлении представителя ПНС немало «но». «Мне кажется, что к нему следует относиться не как к некой форме продуманного стратегического заявления, направленного на достижение цели по созданию военной базы на территории Ливии, а как к элементу политической борьбы – войны заявлений, которая сейчас разыгрывается между спикерами ПНС и сторонниками Хафтара в медиаресурсах, – отметил эксперт. – Стороны определенным образом пытаются дискредитировать друг друга в преддверии очередного раунда международных переговоров, и инструменты давления принимают самые разные дискурсивные практики и самые разные стереотипы».
Лукьянов констатирует стремление триполийского правительства сыграть на общей конъюнктуре российско-американских отношений и стимулировать продолжение дискуссии об отправке военной помощи Хафтару различными международными игроками, в том числе Россией. «С другой стороны, это не отменяет того факта, что США, как и Россия, пытаются занимать взвешенную позицию между сторонами конфликта, и государство не делает особых предпочтений ни Триполи, ни Тобруку – ни премьер-министру Сараджу, ни маршалу Хафтару, – считает эксперт. – Обе страны стараются не вмешиваться в ситуацию и не брать на себя полностью ответственность за происходящее сейчас в Ливии». Кардинально эта политика США и России не претерпела изменений за последние месяцы даже на фоне интенсификации боевых действий в Ливии, отмечает Лукьянов.
комментарии(0)